Денис Данилов Раздел: Kult кино Версия для печати

Хищник. Охота на человека


Хищник / The Predator
Режиссер: Джон МакТирнан
В ролях: Арнольд Шварценеггер, Сонни Лэдэм, Билл Дьюк, Кевин Питер Холл

Еще до премьеры «Чужих» было ясно, что ленту ждет большое будущее — интерес зрителей к постановке Кемерона не ослабевал в течение всего съемочного периода. Поэтому студия 20th Century Fox не сильно рисковала, запуская в производство новый проект сходной тематики.

Сама причина рождения будущего блокбастера достойна того, чтобы стать сценарной фабулой какой-нибудь едкой сатиры на американское кинопроизводство. Уже находящийся в зените славы Сильвестр Сталлоне по неизвестному стечению обстоятельств был излюбленной мишенью голливудских острословов, не упускающих ни единого шанса поиздеваться над звездой. Попал под обстрел критики и его новый фильм сериала «Рокки», в котором боксер вышел на ринг с русским тяжеловесом Иваном Драго. Драматургическая составляющая картины была слаба, и язвительные критики поспешили заявить, что единственным противником, с которым еще не сражался Рокки, остался инопланетянин ET из фильма Спилберга. Непостижимым образом эта шутка задела воображение двух начинающих сценаристов — братьев Джина и Джона Томасов, решивших превратить ее в захватывающую дух историю схватки человека и инопланетянина. Уже в конце 1985 года первый вариант рукописи был готов и предложен Fox под названием «Первобытное зло» (Primeevil).

Студии сценарий понравился, и в скором времени проект перешел в стадию pre-production. Спецэффекты разрабатывались штатными сотрудниками Fox, тотчас же столкнувшимися с проблемами при моделировании инопланетянина. Согласно первоначальной версии сценария Томасов, чужак изображался бесформенным организмом, способным управлять мыслями и действиями других живых существ. Технология, необходимая для адекватного изображения пришельца на экране, была идентична программе, воспроизводившей робота Т-1000 в легендарном «Терминаторе 2». Но поскольку на дворе стоял 1986 год, а подобные программы появились лишь четыре года спустя, было решено отправить сценарий на доработку. В результате инопланетянин утратил свои телепатические способности, но обрел более «земной» облик — одноглазую голову, похожую на собачью, посаженную на вытянутую шею.

Возглавить проект было доверено Джону МакТирнану — молодому режиссеру, обратившему на себя внимание малобюджетным ужастиком «Кочевники» (Nomads). «Инопланетный охотник» (Alien Hunter) — так теперь именовалась картина — был первой крупной студийной постановкой МакТирнана, и для осуществления внутреннего контроля на площадке продюсер Джоэл Сильвер «отрядил» своего приятеля Шейна Блэка — сценариста «Смертельного оружия». Блэку было всего 25 лет, поэтому он с радостью согласился сыграть одного из коммандос — шансы на подобные авантюры выпадают далеко не каждому…

К этому времени проект обрел звезду. Арнольд Шварценеггер согласился исполнить главную роль — командира спецназовцев, майора Алана Шеффера по прозвищу Голландец (Датч). Остальных персонажей распределили между Карлом Уэзерсом, работавшим в приснопамятном «Рокки», Джесси Вентурой и Биллом Дьюком, снимавшимся с Шварценеггером в «Коммандос». Сонни Лэдем, порнозвезда 70-х, начавший «официальную» карьеру, был взят на картину с одним условием: страховая компания настояла на телохранителе, что должен был круглосуточно находиться возле актера. Однако охранял страж вовсе не Лэдема, а остальную съемочную группу, ибо Сонни слыл большим любителем подраться. На роль заглавного существа был утвержден никому не известный каратист Жан-Клод Ван Дамм, подрабатывавший каскадером и имевший в творческом активе лишь роль гея в комедии «Монако навсегда».

Специалисты по подбору натуры нашли девственные джунгли всего в паре часов езды от городка Паленку (штат Чиапас), и съемочная группа полным составом отправилась в Мексику. Как и всякий начинающий кинематографист, МакТирнан жаждал создать идеальный фильм — ленту, в которой все выглядело бы предельно реалистично и в которой не к чему было бы прицепиться даже самым завзятым скептикам. Поэтому прежде чем приступать к съемкам, режиссер решил сплотить дух команды путем изнурительных тренировок.

Каждый день актеры вставали в шесть утра, завтракали и пробегали шесть-семь километров для поддержания формы. В течение следующих пяти часов «коммандос» отрабатывали навыки работы в джунглях — от лазанья по деревьям до спуска на канатах и владения оружием. Специальный инструктор обучал их бесшумному передвижению, подаче сигналов руками и разворачиванию цепью для особых маневров. По возвращении совершенно обессилевших актеров в гостиницу их ждали взвешивание и два часа физических упражнений. К окончанию тренировки в спортзале появлялся воодушевленный МакТирнан и начинал репетиции.

Казалось бы, столь суровые испытания в точном соответствии с планом режиссера должны были сплотить коллектив, но среди актеров нашлось место недовольству. Бунтовал Ван Дамм, вынужденный расхаживать по джунглям в громоздком неудобном костюме Охотника. Сценарий требовал от каскадера выполнение особо опасного трюка, решиться на который будущий «брюссельский мускул» никак не мог. Строптивость Жан-Клода совершенно не нравилась Джоэлу Сильверу, до сих пор смотревшему на выходки бельгийца сквозь пальцы. Но мечтавший о звездной карьере каскадер желал слишком многого — участие в боевике «Не отступать, не сдаваться» (No retreat, no surrender, 1986) вскружило ему голову, и Ван Дамм принял решение больше не соглашаться на роли «ходячих спецэффектов», требуя появления собственного имени в титрах картины.

Терпение Сильвера лопнуло, и спустя два съемочных дня Жан-Клод был заменен чернокожим Кевином Питером Холлом, уже игравшим похожую роль в фантастическом хорроре Грэйдона Кларка «Без предупреждения» (Without Warning, 1980). Однако во время подготовки злополучного трюка стало понятно, что костюм, созданный умельцами Fox, действительно серьезно сковывает движения и уж тем более не подходит новому актеру, рост которого равняется 2 м 18 см…

Студия в срочном порядке решает в очередной раз сменить дизайн Охотника, обратившись за помощью к Стэну Уинстону — гению в области создания спецэффектов, участвовавшему в таких проектах, как «Нечто» (The Thing, 1982) и «Терминатор» (The Terminator, 1984). Уинстон перебрался в «Охотника» прямо со съемочной площадки «Чужих», где во второй раз сотрудничал с Джеймсом Кэмероном. Обсуждая с приятелем идеи для новой работы, он прислушивается к совету Кэмерона уделить особое внимание челюстям пришельца и приносит Сильверу первые наброски.

Впрочем, неприятностями с костюмом проблемы съемочной группы не исчерпывались. Первым пресс руководства испытал на себе МакТирнан, желавший снимать картину в широкоформатном разрешении, но получившим приказ сверху работать с негативами 1,37: 1 из-за сложностей с оптическими эффектами. Разумеется, телевизионный формат картинки был совсем не тем, чего хотелось дебютанту, и, использовав каше, он получил-таки соотношение сторон 1,85: 1. В отместку студии МакТирнан применил анаморф лишь во вступительных кадрах, из-за чего знаменитый логотип 20th Century Fox выглядел изрядно растянутым.

Добавил поводов для волнений и животный мир — надоедливая мошкара не давала покоя, а муравьи какого-то специфического вида искусали одного из актеров, да и обезьяна, которую хотели использовать для весьма зрелищного эпизода, где Охотник прыгал с дерева на дерево и вел при этом огонь, категорически не слушалась дрессировщика и остервенело срывала с себя красным костюм (который после цифровой обработки превращался в одеяние пришельца), из-за чего сцену пришлось вырезать из сценария.

Впрочем, вынужденная пауза пошла лишь на пользу конечному результату. Пока Уинстон создавал обновленного монстра, Сильвер тоже не бездействовал, а с собственной командой «чародеев» тестировал на компьютере различные идеи, касающиеся визуальной концепции фильма. Когда после очередных пассов над клавиатурой изображение неожиданно пропало, явив взору продюсера мерцающий полупрозрачный силуэт, Сильвер понял, что аппаратный сбой подарил ему эффект, призванный стать главным аттракционом картины.

Смертельное оружие

Устрашающий облик инопланетянина, созданный Стэном Уинстоном, был настолько хорош, что никаких дальнейших доработок не потребовалось — модель утвердили и без дальнейших проволочек возобновили съемки. Но, не успев войти в рабочий ритм, кинематографисты вновь прервали работу — Шварценеггер взял четырехдневный отпуск, чтобы сочетаться браком с журналисткой Марией Шрайвер. Вернувшись на площадку, отдохнувший Арнольд предложил МакТирнану разбавить чересчур мрачный сценарий комическими диалогами. Режиссер был не в восторге от новой идеи звезды, но, как и всякий новичок, не имея достаточного авторитета, вынужден был пойти на попятную. Впоследствии фильм от этого только выиграл, придав персонажам глубину и заставив зрителя еще сильнее сопереживать героям.

Съемки стартовали в очередной раз и пошли ускоренными темпами. Даже перелом запястья, полученный Джоном МакТирнаном, не повлиял на график работ — режиссер продолжал снимать, не обращая внимания на травму. Следующую крупную проблему кинематографистам создала сцена с использованием ручного пулемета. Трудность заключалась в том, что изначально данное оружие ввиду своей массивности предназначалось для использования в вертолетах и требовало постоянной электрической подпитки.

Специально для этого эпизода мастера по спецэффектам создали модификацию пулемета ХМ-214 с замедленной скоростью вращения стволов и работой с холостыми патронами. Электрический кабель спрятали в штанине Джесси Вентуры, а сам актер облачился в бронежилет, дабы не получить травму от отстрелянных гильз. Но даже при таком варианте отдача пулемета была настолько сильна, что позади Вентуры пришлось воздвигать специальную подпорку, помогавшую ему сохранять равновесие во время дублей.

За месяцы работы над лентой рабочее название фильма потеряло прилагательное инопланетный, сократившись до лаконичного «Охотника». Но студии вновь пришлось переименовывать картину, теперь уже почти готовую, из-за совпадения с названием популярного полицейского сериала, выпускаемого телекомпанией NBC. Так проект стал «Хищником» и с таким именем вышел на экраны США 12 июня 1987 года, став одним из самых заметных фантастических фильмов десятилетия.

Собрав в премьерный уик-энд двенадцать миллионов долларов, лента МакТирнана обогнала вышедших в тот же день «Иствикских ведьм» (The Witches of Eastwik, режиссер Джордж Миллер) и сбросила с вершин бокс-офиса лидеров предыдущих недель — «Полицейского из Беверли Хиллз II» (Beverly Hills Cop II) Тони Скотта и «Неприкасаемых» (The Untouchables) Брайана Де Пальмы. Выдвижение на премию «Оскар» в категории «Лучшие визуальные эффекты» подтвердило, что картину не только тепло приняли зрители, но и признали профессионалы. Однако награда в тот год досталась ленте «Внутреннее пространство» (Innerspace, режиссер Джо Данте).

Огромный успех постановки позволил Джону МакТирнану закрепиться в Голливуде и взяться за работу на многообещающем проекте «Крепкий орешек» (Die Hard), главная роль в котором была незамедлительно предложена Арнольду Шварценеггеру. Однако тот ответил отказом, а спустя еще два года не захотел сниматься в сиквеле «Хищника» из-за недовольства сценарием. По мнению Арнольда, сама идея переноса действия в современный мегаполис на корню убивала дух оригинального фильма. Сценарий был подвергнут корректуре, и в результате персонаж Шварценеггера, предусмотренный первой его версией, превратился в агента ФБР Кайса, воплотить образ которого на экране довелось Гэри Бьюзи.

В начале 90-х армия США, вдохновленная «Хищником», провела ряд испытаний нового типа камуфляжа. По замыслу изобретателей, тело солдата опутывала тонкая сеть оптического волокна, отражавшая окружающий ландшафт и таким образом делавшая его невидимым. Вблизи скрытый таким камуфляжем боец напоминал колебания воздуха при сильной жаре.

Место съемок картины стало достопримечательностью, до сих привлекающей туристов со всего света. В непролазных джунглях по сей день сохранились остатки лагеря повстанцев и обгоревший остов вертолета, сфотографироваться рядом с которым считает своим долгом каждый зевака. С 1996 года в Инете циркулируют слухи о третьем фильме, играть в котором, возможно, будут и Шварценеггер, и Дэнни Гловер. Бесконечно переписываемый сценарий забрасывал героев то в Антарктику в соответствии с романом Артура Кварри, то на родную планету Хищников, то на орбитальную космическую станцию, где Шефферу предстояло вновь встретиться со старым кошмаром. Последнее время поговаривают, что проектом займется сам Роберт Родригез, уже написавший сценарий «Хищники» (Predators) о гладиаторских боях, в которых участвуют пленники различных рас, но это уже совсем другая история…

Любопытные факты о фильме:

• МакТирнан признавал, что Р.Дж. Армстронг был слишком стар для его роли, но все же снял его из-за личных симпатий. В результате Армстронгу пришлось наносить огромный слой грима, чтобы скрыть свой истинный возраст — 70 лет.

• В одном из интервью Джон МакТирнан рассказал, что в сцене «дыра в джунглях» Хищника играет Жан-Клод Ван Дамм в специальном «голубом» (на самом деле — красном) костюме.

• Чернокожий пилот вертолета, на котором Датч (Шварценеггер) покидает джунгли, и есть Кевин Питер Холл, сыгравший Хищника. (для этой вставки будет картинка, возможно, текст мы используем в качестве подписи под ней)

• В фильме было использовано сразу два водопада. Первый из них — Мизол Ха — находился неподалеку от деревушки, в которой жили кинематографисты (он фигурирует в начальных и финальных эпизодах сцены), а второй — Агуа Азул — примерно в часе езды от первого.

• Режиссер отказался есть во время съемок в Мексике, в результате чего не заболел, но потерял 25 фунтов веса.

• Кровь Хищника — вязкая субстанция с цветом напитка Маунтин Дью — производилась и продавалась в магазинах игрушек по заказу кинематографистов.

• В сцене «термовидения», в которой Хищник рассматривает убитого скорпиона, можно увидеть дату съемки этой сцены — 12: 19 22 мая 1986 года.

• Фраза «Для меня еще не настало время истекать кровью!», произнесенная Блэйном, имеет интересное происхождение. Рассматривался вариант, в котором эта сцена закрывала картину — Блэйн убивал Хищника. Но так как фильм получался слишком коротким, МакТирнан принял решение дать Блэйну погибнуть, показав тем самым степень опасности Хищника для Датча — ведь Блэйн был самым опасным и жестоким боевиком в отряде.

• Сигара Шварценеггера никак не хотела загораться в начале фильма, поэтому огонь был добавлен цифровым способом.

• По признанию Шварценеггера, самой трудной сценой была битва в финале, так как из-за смены климатических условий Кевин Питер Холл ничего не видел в костюме Хищника.

Денис Данилов, themes.ru

11.03.2005 09:18:36

Всего голосов:  1   
фтопку  0   
культуризм  1   
средне-терпимо  0   
зачёт  0   
в избранное 0   



Логин: * Пароль: *
Текст: *

Комментарии :  11

  • Sir Warlord
прочол для общего образования
11.03.2005 14:28:41
  • Элитный кот-сурок
Многократно этот фильм смотрел в видеосалонах.
12.03.2005 10:30:33
  • Убивец
Написано охуенно.
Редкий случай. когда кинокритик пишет про кино, а не про себя.

Кстати, Фоксы и МкТирнан на полном серъезе ведут переговоры о римейке Хищника, и МкТирнан, по ходу, ведется.

Если и в этот раз на глроль позовут Скалу, я вконец прихуею.
12.03.2005 12:43:02
  • 158advocate
А мне второй «Хищник», с Гловером, понравился НАМНОГО больше, чем первый. Наверное потому что там растаманы-вудуисты всю дорогу сено курили:)

А теперь я скажу страшное: «Хищник версус Чужой» мне понравился. Да, начало — кретинское, да, актёры- уёбищные, но в общем и целом вышло довольно сносно.
А Шварца я честно говоря не особо люблю. Конан-варвар из него неплохой. Ну ещё как близнец Де Вито он ничего. А вот терминаторы-шмирминаторы, хищники-шмищники в его исполнении меня оставляют равнодушным.
12.03.2005 17:39:57
  • 158advocate
Текст, кстати, мне очень понравился. Данилову — гран респект за занимательную синефилию.
12.03.2005 17:41:05
  • Убивец
158, гореть тебе в АДУ за такие слова.

Посмотри еще «Хроники Риддика», тебе понравитсо.
12.03.2005 18:56:39
  • 158advocate
Ussssssss!
А «Хроники Риддика», мне тожэ понравились. За сюжет пиздеть не стану, но вижуалсы и десайны там ахуенные.
12.03.2005 21:47:36
  • Sir Warlord
Хроники Риддика хорошый фильм беспесды
гыгыгы
я сириозно
тока я ево в кинотеатре сматрел правда
14.03.2005 16:39:06
  • Убивец
Кинотятор — главный костыль для посредственных фильмов.

Попкорн и кока-кола, которые зритель вкушал на, предположим, «Шреке», идентичны попкорну и коле на «Хрониках Риддика», тем самым корзина ощущений несколько выравнивается: в мероприятии «поход на шрека» вам может понравиться все, в «походе на риддика» — только кола и попкорн.
Можно даже сказать, сравнивая — не, ну спецэффекты в Человеке-Пауке покруче, но в Риддике мне кола больше понравилась, и начосы.
В принципе, в идеале мы подойдем к тому, что в кинотяторах можно будет показывать откровенный кал, окружив его миллионом примочек…

Отвлекся… Так вот — в идеале, по гамбурхскому щщоту, все фильмы надо смотреть на убогом залупоэкранном старом четырнадцатидюймовом самсунге, с пиратской тряпочной кассеты (седьмая копия), с обрезанными титрами и глухим, неслышным переводом. Тогда очень чотко ощющается суть фильма.
14.03.2005 22:19:44
  • мухи насрали
охуеть — автор в одном обзоре рассказал обо всех виденных им фильмах. и, походу, перечислил всех кинодеятелей, о которых в журнальчиках вычитал.

голливуд — гамно.

последний абзац камента убивца 22: 19: 44 | 14.03.2005 рулит неподецки. чувствуется профи.
15.03.2005 15:25:31
  • Багор
Статья просто отличная, автору

благодарность.

С Убивцем (22: 19: 44 | 14.03.2005

) согласен полностью. Гавно, даже

если его размазать по большому

экрану и приправить

качественным звуком останется

гавном, а авторские вещи можно

вкушать и в домашней обстановке.

Данилову ещё раз спасибо.
15.07.2005 17:31:17
 
Смотреть также:
 
Денис Данилов
 
 
  В начало страницы