Мария Гросицкая Раздел: Kult прозы Версия для печати

Фестиваль`FutureShorts`. Программа `Post`

Десять короткометражек новой фестивальной программы “FutureShorts” объединены настроением легкой ностальгии и заставляют зрителя склонить голову перед прошлым в ироничном кивке. Темы уходящего, ускользающего, мимолетного подчеркиваются здесь приемами, взятыми из кинематографии начала 20 века. У вас будет возможность оценить тонкий юмор черно-белых стилизаций («Поцелуй», «Сердце земли», «Кровавая оливка»), провокационную жесткость экспериментальных мультфильмов («Харви Крампет», «Коллизия»), застенчивую грусть бытовых зарисовок («Хок Хиап Леонг», «Эстер»). Программа “Post” похожа на выстрел дробью, произведенный беззвучно и точно по сосредоточенному вниманию посетителей кинотеатра. И даже если следы, оставленные десяткой фильмов, будут неглубоки, можно ручаться хотя бы за их множество и разнообразие.

Фильмы о забытом

Фильмы-участники фестиваля “FutureShorts” похожи на талантливых и никому пока неизвестных детей различных национальностей. Эти дети проходят конкурсный отбор в Лондоне, там объединяются в тематические группы (соответственно фестивальным программам) и заново рассылаются по множеству стран, с задачей развлечь и покорить мир. Чего ждать от их появления в Москве? Прежде всего, новая программа фестиваля поможет зрителю получить представление о современной ситуации в области короткого метра кино. “FutureShorts” ставит своей задачей вывести короткометражки из маргинального статуса, сделать их достоянием общественности, а не узкого круга киноманов. И эта задача в очередной раз успешно решается программой “Post”.

В программу, которую предстоит увидеть российским зрителям, вошли фильмы, сделанные «с оглядкой на прошлое». И действительно, происходящее на экране не ломится прямо на нас, точно поезд братьев Люмьер, а обращено как бы в пол оборота. Мы нечаянно наблюдаем блаженство Эстер, которая плещется в бассейне и там чувствует себя легкой и гибкой. Вот она вынырнула, перенесла на кафельный пол неподъемную тяжесть облепленного купальником тела, вот она распустила волосы и, оборачиваясь, счастливо и гордо улыбнулась… Но не нам, поверх наших голов, мимо нас — своему воображаемому отражению, а может быть, своему прошлому. Другая короткометражка, сингапурская «Саранча», сделана как письмо, адресованное растворившейся в толпе девушке. Сквозь волны времени, сквозь поток неведомых лиц, автор обращается к своей подруге. И в этот момент хочется обернуться и пошарить взглядом по залу: может быть, она где-то здесь, и получила это послание?.. Грустной мелодичностью обладает клип-мультфильм «Узел», снятый на песню Девендры Бенхарт. Этот короткий сюжет про алую ленточку, которая скользит по болоту, цветочному лугу, ночному лесу в домик одинокого дровосека, — то хвалят, то упрекают за одно: сентиментальность. Между тем, он идеально воплощает в себе странную красоту, откровенность и даже примитивность человеческого Чувства. А ведь именно к зрительскому чувству обращаются подобные картины. Стоит поддаться замыслу создателей “Post”, чтобы обнаружить себя в плену прозрачных, ненавязчивых образов, которые смешат, волнуют или отталкивают, но главное — рождают хрупкий ностальгический настрой.

Короткометражки традиционно выступают жанром лаконичным и ироничным. Нет лучшего способа сосредоточить внимание зрителя на короткой истории, чем сделать ее смешной или скандальной. По этому пути пошли представленные на фестивале режиссеры Гай Мэддин («Сердце земли»), Винсент Бал («Кровавая оливка»), Стефан Ле Лей («Поцелуй»). Их фильмы также сделаны «с оглядкой на прошлое», но в данном случае это означает пародийное заимствование приемов старого кино. Особенно отличился на этом поприще Гай Меддин, чей фильм «Сердце земли» включен журналом “Time” в десятку лучших короткометражных лент. Для простого зрителя, разбирающегося в немом кино несколько хуже создателя «Сердца земли» (он-то в этом деле настоящий асс), картина тем не менее будет представлять немалый интерес, как любое талантливое экспериментальное творчество. И уж точно повеселят зрителя «Поцелуй» и «Кровавая оливка» — яркие, очень остроумные и, в своей оглядке на прошлое, явно авангардные фильмы.

Отдельно хочется сказать о мультфильме «Харви Крампет», который посвящен жизни придурковатого польского эмигранта Харвика Крапетского. В 2004 году «Харви» получил Оскар как лучший короткометражный анимационный фильм, обогнав первобытную белку (она вечно страдает от своей любви к орехам). Фильм описывает биографию Харвика от рождения в Польше 20-х годов до смерти в австралийском доме престарелых, сквозь череду бесконечных идиотских бед, которые режиссер Адам Эллиот зачем-то обрушил на голову своего героя. После просмотра этого многозначительного мультфильма сразу возникает несколько неприятных подозрений. Например, не объясняется ли симпатия к нему Американской Киноакадемии (а также и организаторов фестиваля “FutureShorts”) тем же легким повреждением в мозгах, которое омрачало жизнь бедного Харвика? Или, того хуже, этот маленький недостаток присущ основной массе зрителей? Наблюдая за злоключениями польского сироты, который (ну точно герой Крахта) не рефлексирует над жизнью, а просто живет, начинаешь задумываться о том, что философия искусства прошла величественный путь от Постороннего Камю к Харви Крампету Эллиота. И уж лучше бы этот путь вел к первобытной белке.

Мария Гросицкая, Настоящее кино

27.04.2006 14:19:25

Всего голосов:  0   
фтопку  0   
культуризм  0   
средне-терпимо  0   
зачёт  0   
в избранное 0   



Логин: * Пароль: *
Текст: *

Комментарии :  0

 
Смотреть также:
 
Мария Гросицкая
 
 
  В начало страницы