Денис Данилов Раздел: Kult прозы Версия для печати

Код Да Винчи/The Da Vinci Code, (2006)


Режиссер: Рон Ховард
В ролях: Том Хэнкс, Жан Рено, Иэн Маккеллен, Альфред Молина, Одри Тоту

Возле тела убитого смотрителя Лувра Жака Соньера обнаружена странная надпись, указывающая на американского профессора истории Роберта Лэнгдона. Попытка разгадать шифр приводит его к неожиданному открытию, влекущему за собой цепочку новых смертельно опасных тайн, способных пошатнуть религиозные устои мира.

«Кинодиктант с прилежанием»

Величайшая мистификация XXI века разрешилась в Каннах, оказавшись тем, чем она и являлась в самом начале: непомерно раздутым пиар-проектом. Манипулятивный детектив, сведший с ума весь читающий мир, возможно никогда и не выбился бы в первые ряды, не соверши маркетологи несколько тщательно продуманных ходов — начиная с подключения церкви к скандалу и заканчивая интеллектуальной головоломкой с истинным авторством книги. Всего пара точных выстрелов, и по роману Дэна Брауна сошел с ума весь мир: религиозные истерики подняли волну недовольства, обвиняя писателя в ереси, а библиофилы клюнули на наживку с разгадыванием псевдонима (ходили слухи, что за именем Брауна скрывается Умберто Эко). Отголосков бурливших в обоих лагерях страстей хватило на то, чтобы досужие обыватели гуськом потянулись в книжные супермаркеты, сметая тиражи «Кода».

В тех же смутных водах зародилась и жизнь экранизации. Почти сценарная схематичность романа фактически обрекла его на киноверсию, а узкая грань заигрываний с религиозными догматами оказалась идеальным плацдармом для непрекращающегося пиара. Официальные протесты церкви, безумства верующих фанатиков, запрет на съемки в Вестминстерском аббатстве, попытка Жака Ширака повлиять на кастинг ленты: «Код Да Винчи» ни на миг не выпадал из зрения прессы, в то время как за поступающими жаренными новостями о художественной составляющей картины никто не вспоминал. Киноманы слепо доверились беспроигрышному тандему Хэнкс-Ховард, рассудив, что такая команда на халтуру не способна. Как оказалось — напрасно.

Окажись в режиссерском кресле кто-то другой, фильму возможно и удалось бы стать событием в творческом плане. Но бесконечно политкорректному Ховарду элементарно не хватило духу на эксперименты с провокационным материалом. Сам факт работы с романом Брауна стал для него захватывающей авантюрой, резко контрастирующей с ровной, словно по линеечке, фильмографией. Полностью отдавшись внезапному приключению, задачи по оживлению героев и действия он переложил на звездный ансамбль, ограничившись в этом хороводе ролью тихого аккомпаниатора. Не учел он в своем уравнении только одного: набранные актеры в лучшем случае надежно сидели в клетках образов, в худшем — сами были марионетками, нуждающимися в уверенной руке.

Так оно и вышло: все долгие два с половиной часа экранного времени Том Хэнкс читает реплики Роберта Лэнгдона, оставаясь Томом Хэнксом, читающим реплики Роберта Лэнгдона. Дебютирующая в большом Голливуде Одри Тоту теряется в действии, из сильного и равноправного партнера в самом начале за двадцать минут превращаясь в обязательную подружку главного героя. Жан Рено пресно отыгрывает «того парня-француза из «Ронина»», а Пол Беттани яростно сверкает молочными линзами, впечатляя скорее шрамами от самобичевания, чем глубиной своего абсолютного злодейства. Объяснения задействованности в картине Альфреда Молины (епископ Арингаросса) и Юргена Прохноу (банкир) не находятся вовсе, кроме банального «до кучи». На общем фоне выделяется лишь Иэн МакКеллен — и то за счет неоднозначности своего персонажа.

Конечно, если счастливчик, сидящий в зрительном зале, книги Дэна Брауна в руках не держал, все вышесказанное покажется ему критиканскими придирками. Но если вы имели несчастье придти на сеанс подготовленными — вот тут-то и начинается самое неприятное. Ховард слишком буквально придерживается романа, не отступаясь от первоисточника даже в диалогах. Первичный настрой «посмотрим, как оно выглядит на экране» быстро сменяется скукой: действие предсказуемо, разгадка известна, сценарий затянут. Более того, если в процессе чтения определенные логические дыры скрадывались остротой интриги и погоней за финалом, то в кинотеатре, как под увеличительным стеклом, все они оказываются как на ладони: зачем банкиру понадобилось помогать героям, учитывая его дальнейшие действия? Зачем вообще была заварена вся эта каша, да еще и с привлечением Ватикана? Ответов на эти вопросы Ховард не дает.

Максимума его фантазии хватает на исторические флэшбеки, в книге проговаривавшиеся в диалогах. Очевидно, тут идет ставка на зрителя, вскормленного «Суперменами»: без сопроводительной картинки разобраться в том, кто такие тамплиеры, должно быть, невозможно. И ладно бы этим дело и ограничилось — так нет, Ховард идет до конца, низводя пояснения к разгадкам до уровня «для дурака». Помните, как в финале «Азирис Нуны» там наглядно показали, кем является героиня Нонны Гришаевой? То же самое встречается в «Коде Да Винчи», но уже на каждом шагу. И вот здесь наиболее уместен вопрос: неужто Голливуд просто пересказал роман языком кино, не добавив никакой отсебятины? Отвечаем: истинно так. Единственные отличия от книги заключаются в том, что в кино Софи Неве не обретает брата, герои не добираются до библиотеки, а находят информацию с помощью смартфона Sony (фильм снят Sony Pictures Entertainment если вы забыли), да Ли Тибинг немножко колдует с «Тайной вечерей», меняя Иисуса и Марию Магдалину местами. Все.

В остальном — перед нами выполненный прилежным хорошистом диктант, написанный красивыми круглыми буквами, за которыми нет ничего, кроме назойливого желания понравиться учителю.

Денис Данилов, Настоящее кино

Официальный сайт (рус.)

20.05.2006 22:53:21

Всего голосов:  0   
фтопку  0   
культуризм  0   
средне-терпимо  0   
зачёт  0   
в избранное 0   



Логин: * Пароль: *
Текст: *

Комментарии :  5

  • Урюк
книга-говно.фильм похоже еще гавнянее.не буду смотреть.спасибо
23.05.2006 12:06:41
  • amount
книгу не читал. фильм как фильм. маркетинг хороший. рицензия — так себе. ждать от книги или фильма философских откровений можно только до 12 лет.
23.05.2006 18:00:52
  • сурат
рецензия хорошая — сразу веришь почему-то
23.05.2006 22:17:20
  • Иленька Грап
Кок Да Винчи?
24.05.2006 02:42:03
  • Ворон
Кода ВИЧ? Ужос нах…
31.05.2006 22:20:40
 
Смотреть также:
 
Денис Данилов
 
 
  В начало страницы