Vernega Раздел: Kult книги Версия для печати

Жозе Сарамаго - `Перебои в смерти`



Без тени издевки хочу сказать, и даже без намека на самоиронию, что всякий раз приобретая книгу этого автора, я не могу дать себе отчета в реальных мотивах своего поступка. Похоже, что среди них есть некая терапевтическая составляющая. Витиеватый тяжелый язык, которым тщательно выписаны неимоверные, с точки зрения современного синтаксиса, конструкции, сосредотачивает на себе местами просто до головной боли. Предложения на две трети страницы содержат удивительное количество ответвлений и украшающих междометий, среди которых читатель должен вычленить смысловую нагрузку и если удалось - совершенно самостоятельно своими кривенькими ручками взять с полки пирожок.

Подход его к сюжету тоже отличается своеобразием. Хотя Сарамаго местами не брезгует банальными ситуациями, сложности изложения скрадывают этот эффект . Книга "Перебои в смерти" очень яркий пример авторской концепции, которая состоит в том, что за основу берется аллегория - ситуация невероятная, абсурдная, невозможная и (не носи она столь катастрофичного характера) чудесная. После чего интегрирует ее в реальность и рассматривает последствия. Так в книге "Каменный плот" своей волей он отколол от континента Пиренейский полуостров и, совершив такой занятный политический жест, посадил в эту лодку пятерых героев, не считая собаки, в которых олицетворил всю Португалию, а потом предложил посмотреть, что будет.

В книге "Перебои в смерти" однажды люди перестали умирать на территории отдельно взятого государства. Граждане старели, заболевали и обессилевали, но при этом не умирали.

После скрупулезного анализа социально-политических последствий такого нешуточного эксцесса автором предлагается ключ к головоломке: выясняется, что если вынести больного за пределы государства, он тут же отдает концы. Сами представляете, что тут началось, да? А со стороны осуществивших сей шаг это толи убийство из благих побуждений, толи жест исключительного эгоизма, поди знай. Разгадка состоит в том, что совершенно не нужно вкуривать в мистику, если не испытываешь таких читательских пристрастий. Описанная ситуация всего лишь гипербола реальности. Современная медицина и общесоциальные особенности христианского менталитета (преимущественно развитых католических стран) позволяют тянуть лямку полужизни-полусмерти старым и больным людям, которые проводят прикованные к кроватям и капельницам месяцы и годы. Проблема эвтаназии, столь широко обсуждаемая, преподносится в книге с поразительной буквальностью. Сами родственники или специально нанятые люди совершают этот "акт милосердия", а является ли он таковым и в каких случаях - вопрос исключительно ситуативный. Бывает и так, а бывает и эдак. Совершенное однажды, в тайне, по просьбе страдающего тяжелобольного старика рыдающей родней, любящей его и уважающей его волю - это одно. Совершенное многократно из желания избавить свой дом от чужих страданий и связанных с этим хлопот и затрат, в порядке массового явления - совсем другое. С бюрократической педантичностью Сарамаго разбирает эту ситуацию по листику, по копеечке. Вмешательство криминала, неизбежное в вопросах денег и смерти, реакция церкви, работающей исключительно на самосохранение, бессилие властей. Когда читатель успешно преодолел этот бархан, все переворачивается с ног на голову. Смерть персонифицируется (чуть не сказала "обретает плоть и кровь!) в виде натурально скелета в белой простынке, с косой, и выглядит скорее растерянной и печальной. Она только хотела как лучше. Ее обижало, что никто о ней за столько лет слова доброго не сказал. Что люди с ней всю дорогу борятся, а она-то с ними вроде как нет. Просто делает свою работу и по возможности хорошо. Чтобы смягчить последствия своего необдуманного поступка смерть по возвращении объявляет, что теперь будет заранее предупреждать человека письмом о скорой своей с ним встрече, дабы обреченный успел уладить свои дела. Хрен там. Разумеется мало кто этим занимался. И вот опять же. Выкиньте из головы мистику в виде лиловых уведомлений, принесенных почтальоном. Обратите внимание на то, что люди ищущие сочувствия в церкви или у психоаналитика получают помощь, как правило, формальную, а то и медикаментозную, ибо горе их непрочувствованно никем и не касается никого. А когда сам психиатр получает извещение о смерти и видит в дверях пациента с таким же конвертом уже не до формальностей. И не до помощи кстати тоже. Каждый по-любому должен справиться сам. И общий вывод таков, что когда смерти нет - плохо. Смерть есть - тоже плохо. И с какими бы реверансами она не пришла - все равно плохо! Вот хоть ты тресни!

В порядке завершающей интриги (обещанная мной в начале сюжетная банальность) смерть воплощается в женщину и идет убивать мужчину, который по каким-то неясным причинам, сам не зная того, избегал получения письма. Должен был умереть и не умер. Между ними случается связь и она передумывает. Она засыпает у него на плече после хорошего неоднократного траха и ей становится все равно. Абсолютно все равно, что опять на следующий день никто не умер. И опять не надо никакой мистики.

27.10.2006 12:25:15

Всего голосов:  6   
фтопку  1   
культуризм  0   
средне-терпимо  0   
зачёт  4   
в избранное 1   



Логин: * Пароль: *
Текст: *

Комментарии :  2

  • шырвинт
Вернега, после твоего рассказа брать в руки этого португальского маркеса не очень то и хотелось. все толково по полочькам разложила.
зы. этот Жозэ - современный писатель или нет?. а то лень в поисковики лезть, а для эрудиции пригодится..
спасибо.
29.10.2006 21:32:12
  • Vernega | статус: автор
Писатель он воплне современный. Сравнение с Маркесом, опять же, оправданно. Нобелевский лауреат, между прочим. Для эрудиции.
30.10.2006 09:00:30
 
Смотреть также:
 
Vernega
 
 
  В начало страницы