Shiitman Раздел: Политграмота Версия для печати

Традиция vs. Модерн

Противостояние традиционализма и модернизма – основная движущая сила политики, искусства, религии, науки. Если брать шире: противостояние традиционализма и модернизма – это то, что все еще заставляет наш гребаный мир вращаться.

Традиционализм в привычном понимании – это тяга к корням.
Корни – это прошлое.
Настоящее серо, уныло, оно дурно пахнет, забивает легкие и мешает дышать полной грудью. Зато прошлое прекрасно и величественно. В прошлом все было лучше. Мы летали в космос, сеяли кукурузу, побеждали врагов, строили храмы, верили в Бога. В прошлом мы думали о духовности, быстрее бегали, выше прыгали, создавали шедевры музыки, живописи и литературы. В прошлом мы умели ловко взбираться на пальмы, говорить с духами, снимать хорошие фильмы. В прошлом было место подвигу.
Сегодня нам не до подвигов. Наш мир бездуховен, жаден, глуп, жесток. И он катится в пропасть.
Цель традиционалиста – прервать этот путь к бездне, вернуть те чудесные времена, когда трава была зеленее, распятые пророки воскресали, «Спутник» выходил на орбиту, воздух был чист и звонок, а молодежь выбирала не пепси, а православный квас.
Мир привычно катится в свою пропасть. Традиционалист употевая рвет на себе скуфейку и, поплевав на мозолистые руки, изо всех сил пытается развернуть эту махину вспять.
Иногда ему это удается. Историки называют подобный процесс «реставрацией». Но рано или поздно миру надоедает стоять на месте, и он с удвоенной силой рвется вперед, походя, расплющив тех, кто осмелился стать у него на пути.

А все оттого, что кто-то его подталкивает. Иногда тихонько и исподтишка, иногда – громко, под грохот пушек, взрывы атомных бомб, завывание электрогитар и холодный свист опускающейся гильотины.
Модернизм. В широком понимании этого слова - стремление к прогрессу, к переменам, к обновлению.
Настоящее серо, уныло, оно дурно пахнет, забивает легкие и мешает дышать полной грудью. Надежда лишь на будущее. В будущем все будет лучше. В будущем мы засадим Марс яблонями, морской капустой и опиумным маком, мы решим проблему телесного и духовного голода и найдем лекарство от всех болезней, включая насморк. В будущем миллиарды клонированных космонавтов наконец-то отыщут Бога и он ответит перед нами за все. В будущем мы создадим новую музыку, живопись и литературу, а шедевры прошлого, уцелевшие в пламени революции, будут тихо пылиться в музеях. В будущем наши нафаршированные электроникой тела будут источать силу и красоту, а наши разумы наконец-то познают вечность сотней извращенных способов.
Прошлое – не более чем удобрение для величественных цветов будущего. Неудивительно, что оно воняет дерьмом. Мы же хотим чистого воздуха и закапываем прошлое поглубже в землю.
Модернист заставляет мир нестись вперед все быстрее и быстрее, покуда тот не устанет, и, резко шагнув назад, не раздавит надоевшую букашку.

Противоборство модерна и традиций, прогресса и статиса, Хаоса и Порядка - извечно. Логическая вершина традиционализма - Вселенная, лишенная движения, жизни, красок. Вершина модернизма - Большой Взрыв, разрушающий старую Вселенную и дающий жизнь новой.
Оба варианта несут одно и то же: смерть. Но если в первом случае - это смерть окончательная, то во втором - смерть с надеждой на возрождение.
Именно поэтому Модерн обречен на свою кратковременную победу. Иначе зачем все?

Любой традиционалист - заведомый смертник. Рано или поздно его ценности обратятся в труху, его вера - в миф, его мораль - в анекдот.

Любой модернист - заведомый смертник. Рано или поздно его душа постареет и возжелает покоя и четких рамок. Большинство революционеров, не сложивших свои головы в юности, в старости превращаются в отвратительных политиканов. Очень редкий человек умирает с улыбкой глядя в будущее, большинство ищет утешения в прошлом. Но даже те бунтари, которые покидают этот мир несломленными, в итоге проигрывают: деяния их рук рано или поздно обязательно будут взяты на вооружение традиционалистами новой волны.

Противостояние традиционализма и модернизма - это агония змеи, заглотившей свой хвост. Вся интрига заключается в том, умрет она от удушья, или же отравится собственным ядом.

10.02.2007 20:18:47

Всего голосов:  2   
фтопку  0   
культуризм  0   
средне-терпимо  0   
зачёт  1   
в избранное 1   



Логин: * Пароль: *
Текст: *

Комментарии :  7

  • Гражданин Макарон
Можно долго придираться по поводу нюансов (особенно по поводу пассажа о движущей силе политики). Но важно тут то, что Вы, скорее всего, имеете в виду совсем не то, о чём пишите.

Скажу сразу: если слово «модерн» поменять на «прогрессивизм» (не знаю, как по-другому назвать тягу к прогрессу, безудержному развитию), а «традиция» на «реакционность» – очерк будет полностью верен. Но понятия «традиция» и «модерн» имеют совсем другое смысловое наполнение.

Традиция, модерн (и, кстати, следующий за модерном постмодерн) – это типы обществ, а также способы существования данных обществ.

Так, традиционное общество больше всего похоже на природу. Скажем, на дерево. Где каждый листик растёт для того, чтобы питать целый организм. А организм, в свою очередь, рождает и поддерживает свою частичку. Дерево растёт себе и растёт, десятилетиями оставаясь на одном месте. Стабильность, уверенность, постоянство, спокойствие – вот главные ценности традиционализма. Важно, что традиционализм не подразумевает застоя, остановки, заморозки текущего состояния. И ценности для традиционалиста никогда не обратятся в труху, так как для него нет причин их менять, пока они работают. Однако само развитие истории заставило прогрессивное человечество уйти от традиционализма: изобретение мануфактур, широкое распространение печати, изобретение железных дорог (следовательно – сокращение пространства между индивидами, коллективами и сообществами) – всё это сделало затруднительным дальнейшее существование традиционалистских обществ.
Традиция – это чувства.

Общество модерна аналогично механизму, где каждая шестерёнка выполняет свою роль, но не ради роста механизма, а ради его движения. Давно уже изъезжено и избито это банальное сравнение человека (скажем, в тоталитарном обществе фашистского типа) с шестерёнкой, поршнем, деталькой, одним словом – с частью машины. Но оно довольно хорошо характеризует модерновое общество. А каковы же главные ценности такого общества? Почему столь велико пренебрежение к отдельно взятой человеческой судьбе? Общество модерна ставит во главу угла эффективность.
Действительно, научно-технический, социальный прогресс также ценится модернистом, и в этом, скорее всего, и кроется причина Вашей путаницы в употреблении этого понятия. Тут важно заметить, что прогресс модернистом понимается именно как стремление к ещё большей эффективности (читай - рациональности) употребления производительных сил техники, науки, культуры, общественных институтов и т.д.
Модерн – это Разум. Разум стремится к эффективности, сокращению затрат и увеличению количества товаров и иных эффектов на выходе.

И традиционное общество, и общество модерновое способны к выживанию, но исключительно в рамках самих себя. Когда ценности традиции уничтожаются модерном, самим Разумом – традиционные общества рушатся. Но минусы погони за эффективностью, минусы применения чистого и практического Разумов в эмпирическом (то есть реальном, а не идеальном) приложении, делают идеологию общества модерна отталкивающей для многих. Отсюда мы видим возрождение традиционализма как поиска «правильного пути», пути гармонии и т.д.

Что же касается постмодерна, то в научных кругах сейчас весьма актуальна дискуссия о существовании самого этого феномена. Это состояние ещё не изучено, не артикулировано. Но, вкратце, можно обозначить перспективу изысканий: если традиция – это организм, модерн – это механизм, то постмодерн – это всего одно слово. И слово это – Человек. Но это уже тема для другого разговора.
12.02.2007 01:50:56
  • Dmitry
1. У России всегда было великое прошлое, великое будущее, но никогда не было великого настоящего.

2. Мертвое не подводит.

3. Постмодерн — это модерн, отрицающий не традицию, а сам себя.
12.02.2007 08:05:05
  • Shiitman | статус: автор
Гражданин Макарон , собственно говоря расхождния у нас по большей части терминологические.
Лично я использовал следующее определение "традиционализма": http://slovari.yandex.ru/art.xml?art=gl_social/14011/1401_1665.htm&encpage=gl_social&mrkp=http%3A//hghltd.yandex.com/yandbtm%3Furl%3Dhttp%253A//encycl.yandex.ru/texts/gl_social/14011/1401_1665.htm%26text%3D%25F2%25F0%25E0%25E4%25E8%25F6%25E8%25EE%25ED%25E0%25EB%25E8%25E7%25EC%26reqtext%3D%25F2%25F0%25E0%25E4%
25E8%25F6%25E8%25EE%25ED%25E0%25EB%25E8%25E7%25EC%253A%253A5632709%26%26isu%3D2

"Социально-философское направление, стремящееся сохранить культурные, социальные, исторические, религиозные и другие традиции. "

Термин "модернизм" я использовал без привязки к политическим и культурным событиям XX века, именно как синоним тяги к прогрессу.
Кстати, слово"прогрессивизм", если верить яндексу, обозначает
http://slovari.yandex.ru/art.xml?art=gl_social/14013/1401_3018.htm&encpage=gl_social&mrkp=http%3A//hghltd.yandex.com/yandbtm%3Furl%3Dhttp%253A//encycl.yandex.ru/texts/gl_social/14013/1401_3018.htm%26text%3D%25EF%25F0%25EE%25E3%25F0%25E5%25F1%25F1%25E8%25E2%25E8%25E7%25EC%26reqtext%3D%25EF%25F0%25EE%25E3%25F0%25E5%25F1%25F1%25E8%25E2%25E8%25E7%25EC%253A%253A1819103916%26%26isu%3D2
"Установка индивида или группы индивидов на либерализацию политических и социальных отношений."

Хоть собственный язык разрабатывай, ей богу.

Понятие же "постмодерна" в моем дискурсе отсутствует, скорее соглашусь с точкой зрения Dmitry: "Постмодерн — это модерн, отрицающий не традицию, а сам себя". Или чуть по-другому: "Постмодерн — это модерн, отрицающий предыдущую версию модерна, успевшую стать традицией".
12.02.2007 17:22:17
  • Алекс
Гражданин Макарон,
1.Листочки традиционного общества и шестеренки модернового общества есть по сути одно и тоже.
2.Период застоя нельзя рассматривать как период присущий одному строю , но не присущий другому. Развитие - процесс бесконечный, однако застой есть неизбежный временный момент и движитель развития.
Можно спорить о "так называемой" продолжительности многоразового оргазма, однако сам процес таки заканчивается периодом расслабления и усталости.
3.г.Шитман, действительно воспользовался искусствоведческой терминологией, осмысливая общественное бытие. Но ,учитывая ограничение администрацией употребления резких выражений,- он прав. Словарный запас беречь надо.
4.Несколько странно, что противостояние и конфликтность рассматривается здесь как тормоз в развитии и смертельная анония. Согласно этой концепсии мужчина, оттягивающий семяизвержение , входит в конфликт (противостояние) и находится в смертельной опасности.
5.Противостояние лизмов и низмов - не есть агония. Ваша зажравшаяся змея просто обосрется и возражденно-обновленная поползет дальше.
14.02.2007 16:54:17
  • Машенька
Очень поверхностно. Так. Всплеск эмоций. Нет никакого противостояния. Человеком движет жажда. Но и это еще не всё. Кроме человека с его жаждой есть много других субъектов и объектов.
16.02.2007 11:37:10
  • Shiitman | статус: автор
<b>Алекс</b>, по первому пункту согласен.
Касательно пункта 4: бытует мнение, что частая задержка семяизвержения и впрямь вредит здоровью. Хотя, в итоге, удовольствие повышается. Надо искать золотую середину.
К пункту 5: да, так всегда и происходило, и дай-то бог будет происходить в будущем.

<b>Машенька </b>, не совсем понял, о каких субъектах и объектах идет речь?
17.02.2007 16:36:18
  • Машенька
Тc-c-c-c. До швепса нужно дорасти
17.02.2007 22:19:27
 
Смотреть также:
 
Shiitman
 
 
  В начало страницы