Никита Николаенко Раздел: Прямая речь Версия для печати

Опричина и земщина современности

Из истории известно, что в середине шестнадцатого века, Иван 1У оставил Москву и поселился в своей резиденции – Александровой Слободе. Там он учредил опричину – выделил часть государства в личное владение, щедро одаривая своих прислужников, а остальная часть государства была названа земщиной. Естественно, земщина была тут же обложена тяжелой данью на содержание опричины.
Можно провести некоторые аналогии с сегодняшним днем. Определенная, весьма небольшая часть общества, внезапно разбогатевшая и поставившая себе на службу все возможные структуры для обслуживания своего существования, старается оградиться высоким забором от остальной части населения. Закрытые поселки, перекрытые трассы, дорогие магазины и рестораны, в которые честному труженику вход давно заказан – это реалии сегодняшнего дня.
Привычная картина, когда выходящему из машины надутому от важности дядьке, вышколенная охрана в строгих костюмах бросается открывать с поклоном дверь, сегодня никого уже не удивляет. Желающих пооткрывать за деньги двери, пусть и с небольшим поклоном, новоявленному держателю денег много, однако, требования растут, а количество таких мест больше не становится. Скоро охране придется проявлять сноровку, оканчивать специальные лакейские школы, а желающим удержаться на таком хлебном месте, придется не только открывать дверь с нижайшим поклоном, но, со временем, возможно и целовать ботинок выходящему.
Всей остальной массе людей, не попавшей в обслугу, или не желающей ей быть, остается переходить на натуральное хозяйство, что уже и так давно и происходит на Российских просторах. На стройках, в ЖЭКах, на заводах, давно работают приезжие за небольшую плату. В нашей же провинции люди живут продуктами с огородов, а в Москве можно наблюдать, как в старых гаражах открываются ремесленные мастерские, авто – или другие, и люди своими руками, не спрашивая и не ожидая ни от куда помощи, как могут, зарабатывают себе на хлеб. Другие, толкаясь локтями и давя друг друга, устремляются толпами к ставшему вакантным хлебному месту. Следует отметить, что хлебные места сейчас расставлены на обслуживание все укрепляющих свою власть держателей денег.
Соответственно, и молиться стало модным определенному идолу – пачке долларов, или другой валюте, не важно. Она заменяет некоторым все божества, вместе взятые. На первые места в обществе, поклоняющемуся зеленому идолу, выходят такие низменные качества, как умение обмануть, непорядочность, нечистоплотность, подлость – главное – хапнуть побольше. Но, если нечистоплотный делец диктует свои правила, то таким понятиям, как порядочность и честность места не остается, и встречающиеся красноречивые надписи на заборах, вроде – засунь свою совесть поглубже – давно не редкость. Про порядочность держателей денег не следует и упоминать, но, кроме того, сомнительна порядочность человека, занимающего определенную должность, и получающего за это в двести, нет, в триста раз больше простого трудящегося. Разве он может решить какую-нибудь задачу в двести раз быстрее грамотного инженера, врача, учителя, квалифицированного рабочего – нет, конечно! Кроме лоснящейся, от переедания деликатесов физиономии, да барского вида, ничем другим он не отличается. Впрочем, еще уверенностью, что так и должно быть, что так ему и положено. Он же оказался у кормушки в нужное время и в нужном месте, а другие – нет, а теперь все – паровоз ушел, - так, вероятно, думают такие люди. Недаром восточная пословица говорит, - когда караван поворачивает назад, впереди оказывается хромой верблюд! Но, наверняка найдется много других людей, способных выполнить сложную задачу, за минимальное вознаграждение и для пользы общества, а холеный барский вид – это дело наживное. Слетает же он всего через две недели работы на руднике, а еще через месяц, от него не останется и следа, это будет вид обычного работяги, протягивающего руку за пайкой хлеба, после трудовой смены в забое. Однако, держатели денег, в настоящее время, на полном серьезе считают, что правдиво заработали свой первоначальный капитал. Оказавшись в то время, когда богатства огромной страны бесхозно лежали, рядом с рычагами их распределения, они своего не упустили. Все, считают они, теперь – наше! Ваше ли?
Дело-то в том, что, когда деляги прокручивали свои делишки, они ели хлеб, выращенный крестьянами на полях, ездили на машинах, собранными рабочими на заводах, и умение считать в них вложили учителя, которые их обучали. А еще их лечили врачи, покой их охранял постовой милиционер, от внешнего врага защищал армейский офицер и так далее. Все эти люди не могли набивать себе карманы, просто некогда было. Ну не мог отойти с поля хлебороб в тот момент, когда делец отгребал из кормушки, не мог врач прекратить прием больных, не мог рабочий бросить конвейер, а офицер – охрану границы. Да и определенные качества надо иметь, что бы грести под себя лопатой, уметь взять, что плохо лежит, не всем дано, да и не все хотят. Но, обычные прохиндеи, набившие себе карманы, и в дальнейшем будут обеспокоены только тем, что бы все это было сохранено и приумножено, что бы была создана удобная для них структура обслуживания, дома, там, построить, или дороги – до этих домов, конечно, дальше не надо, снабжение бесперебойное наладить, создать инфраструктуру для их содержания. Все это с успехом сейчас выполняется. Однако, давно не секрет, что многие новостройки стоят полупустые – это всего лишь выгодный объект вложения денег, а многочисленные перерытые канавы, создающие вид большой деятельности – всего лишь прокладка коммуникаций к таким домам. Еще в большом количестве возводятся помещения для сдачи их в аренду, в которых разместится куча менеджеров по перепродаже всего и всея. А деньги от сдачи в аренду всех этих помещений опять пойдут в чей-то конкретный карман. Пользы от такой деятельности обществу немного.
Идеология то же насаждается соответствующая. Интересно, чему будет учить кланяющийся в пояс охранник, своего сына? Если встретишь подонка и вора, сынок, бей ему сразу в глаз! – так? Вряд ли. Может быть, - будешь открывать дверь вон тому дяде, выходящему из такой дорогой машины, поклонись пониже, может быть, он даст тебе за это денежку! А дочь, дочь чему он будет учить! Судьям повысили зарплату в расчете на то, что сто тысяч рублей смогут обеспечить честное рассмотрение дел. Получается, что с некоторых пор честность определяется в стоимостном выражении. Хорошо, меньше ста тысяч она не стоит, а больше, неужели больше стоит? А сколько стоит порядочность, а любовь к матери, а к жене, а к Родине, сколько стоит? В наше время встречаются еще люди, которые могут, причем с большим удовольствием, швырнуть толстую пачку долларов в лицо вору, независимо от получаемой зарплаты. Как говорил Верещагин, - ты же меня знаешь, Абдулла, я мзды не беру, мне за Державу обидно!
Следует отметить, что становится все больше людей, не желающих кланяться в пояс держателю денег, строить ему дом, обустраивать его быт, обучать его детей, и вообще, что-либо для него делать. И власть держателя денег над собой не хотят признавать, потому что понимают, откуда взялись эти деньги, и на что тратятся сейчас.
Что может быть противопоставлено власти зеленого идола? Вероятно, во главе угла должно стоять элементарное воспитание – уважение старшего, помощь слабому, наказание подлеца. Строгая иерархия по образованию, знаниям, званию, заслугам перед обществом. Понятно, что такие понятия, как порядочность, честность, образованность, культурное воспитание, новоявленным прохиндеям не нужны, но история человечества, основные религии, уже на протяжении тысячелетий учат, что эти категории не пустой звук,. Как известно, идея – вот что придает многократные силы, вызывает организованность и сплочение. Примеров тому, в новой истории, когда обезоруженные и слабые, но вооруженные идеей, противостоят сильному противнику, масса. Если же не предпринимать никаких мер, то вор будет красть до тех пор, пока его воровская рука не будет отсечена, подлец будет оставаться подлецом, пока каждый встречный-поперечный порядочный человек не начнет плевать ему в лицо.
Вопрос ведь еще в том, всем ли так нужны эти зеленые. Деньги, ведь только средство для достижения целей, причем, только одно из средств. Есть и другие. Человек, конечно, должен жить в нормальных условиях, быть одетым, обеспечен едой, предметами первой необходимости, иметь возможность реализовать свои творческие способности, заниматься тем делом, которое ему нравится. Но нечистоплотным дельцам всего этого мало, надо денег, больше денег, гораздо больше! Больше, еще больше - это с какой стороны посмотреть на их применение. Что бы забить вору ими глотку доверху, достаточно всего две-три пригоршни медных монет.
Людям, не желающим быть в обслуге, остается придерживаться определенных принципов. И самый главный из них – четкое осознание того, что новоявленные держатели денег взяли их в то время, когда честный труженик работал на благо общества, и жируют они сейчас на эти деньги! То, что они дали друг другу на это разрешение, простили друг другу все прегрешения, для честного человека ничего не значит. Ему их прощать нельзя, и вопрос их сегодняшней пляски на костях – дело времени.
Следует четко понимать, что любое распоряжение держателей денег, любое их предписание нацелено на сохранение их власти, удержание и поддержание удобного для них порядка, и, следовательно, выполнять ли их, каждый должен решать для себя сам. Третий главный момент – твердое сознание того, что победа держателей денег временна, недолговечна, и что за те противозаконные действия, в результате которых они были приобретены, должно быть спрошено. Каким образом может быть спрошено, об этом также следует подумать.
Что же касается опричины и земщины, то история показала ее полную несостоятельность. Впрочем, в борьбе со своим народом, определенный эффект был достигнут, хозяйство страны было подорвано, в жизни страны наступила сумятица. Что же касается борьбы с внешним врагом, то и здесь результат был плачевный - как известно, крымский хан занял Москву и сжег ее дотла.
Кстати, по словарю опричина – от слова опричь – кроме, а другое значение – разнузданная орда. А всякую разнузданность можно обуздать, надо только найти способ!


2 ноября 2006 г.

29.02.2008 15:15:38

Всего голосов:  2   
фтопку  2   
культуризм  0   
средне-терпимо  0   
зачёт  0   
в избранное 0   



Логин: * Пароль: *
Текст: *

Комментарии :  2

  • Урюк | e-mail  | www  | статус: автор
Интересно. А чего текст такой древний?
Хотя в свете грядущих событий впоне ничего
29.02.2008 15:17:57
  • Лукъян | статус: поэт
все ясно
29.02.2008 22:58:31
 
Смотреть также:
 
Никита Николаенко
 
 
  В начало страницы