![]() |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новости |
Собрание сочинений |
Избранное |
Наши авторы |
Комментарии |
Для авторов |
Полемика |
Ссылки
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Боевое крещение крейсер 1 ранга 'Аврора' начал в русско-японскую войну в 1904-1905 годов, когда в составе 2-й Тихоокеанской эскадры 2 (15) октября 1904 г. вышел из Либавы на Дальний Восток. Под командованием капитана 1 ранга Е. Р. Егорьева участвовал в Цусимском сражении 14-15 (27-28) мая 1905 г. Следуя в составе крейсерского отряда контр-адмирала О. А. Энквиста за головным крейсером 'Олег', в начале дневного боя 14 (27) мая 'Аврора' прикрывала с востока колонну русских транспортов. В 14:30 корабли крейсерского (2 крейсера I ранга, 2 старых крейсера I ранга, контр-адмирал О. А. Энквист) и разведывательного (1 крейсер I ранга, 1 крейсер II ранга, 1 вспомогательный крейсер, капитан 1 ранга С. П. Шеин) отрядов вступили в бой с 3-м (4 крейсера, вице-адмирала Дева) и 4-м (4 крейсера, контр-адмирал Уриу) японскими боевыми отрядами, а в 15:20 дополнительно с 6-м боевым отрядом (4 крейсера, контр-адмирал Того-младший). Около 16:00 'Аврора' попала под огонь броненосных крейсеров 1-го японского боевого отряда, получила повреждения. В то же время русские крейсера дополнительно вступили в бой с 5-м японским боевым отрядом (1 старый броненосец береговой обороны, 3 крейсера, вице-адмирал Катаока). Около 16:30 'Аврора' вместе с другими крейсерами ушла под защиту колонны русских броненосцев и прекратила бой. Дальние учебные плавания в 1907-1913 гг.После войны крейсер стал учебным кораблем, на котором проходили практику кадеты и гардемарины Морского корпуса. Летом 1907-1908, 1910 и 1913 годов 'Аврора' находилась в плавании с гардемаринами Морского корпуса на Балтийском море, посетила Висбю и Стокгольм (Швеция), Копенгаген (Дания), приняла участие в праздновании Kieler Woche (<Кильской недели>), когда 18 июня (1 июля) крейсер посетил император Германии. С осени 1909 г. по весну 1910 г. 'Аврора' совершила дальнее плавание с гардемаринским отрядом в Средиземном море и Атлантическом океане. Посетила порты Виго (Испания), Алжир, Бизерту (Тунис), Тулон и Вильфранш-сюр-Мер (Франция), Смирну (Турция), Неаполь и Мессину (Италия), Суду (Крит), Пирей и Порос (Греция), Гибралтар (Великобритания), Виго (Испания), Шербур (Франция), Киль (Германия). С осени 1910 по весну 1911 года корабль находился во втором дальнем учебном плавании по маршруту Либава - Христианзунд (Дания) - Виго (Испания) - Бизерта (Тунис) - Пирей и Порос (Греция) - Мессина (Италия) - Малага и Виго (Испания) - Шербур (Франиция) - Либава. С осени 1911 по лето 1912 года 'Аврора' ходила в третье дальнее учебное плавание для участия в торжествах по случаю коронации короля Тайланда (16 ноября - 2 декабря 1911 года), посетила порты Атлантического океана, Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов. Весной и летом 1912 года крейсер входил в состав международной эскадры <держав-покровительниц> Крита, стоял в качестве русского стационера в бухте Суда (Крит). Крейсер 'Аврора' в составе бригады крейсеров 1-го резерва Балтийского флота. Боевая служба в первую мировую войнуС началом первой мировой войны в 1914 году крейсер 'Аврора' под командованием капитана 1 ранга Г. И. Бутакова вошел в состав 2-й бригады крейсеров Балтийского флота (порт приписки - Свеаборг), проводил артиллерийские стрельбы и нёс дозорную службу. Крейсер находился в составе охраны района проведения водолазных работ на потерпевшем аварию германском крейсере <Магдебург> (август - сентябрь 1914 года), обследовал шхерный фарватер из Финского в Ботнический залив (ноябрь - декабрь 1914 года). За зиму 1914/15 годов крейсер был перевооружен 14-ю 152-мм орудиями, четырьмя 75-мм орудиями, минными рельсами для 150 гальваноударных мин образца 1908 года и противоминным фор-тралом. Кампанию 1915 года крейсер находился в дозорной службе к западу от центральной минно-артиллерийской позиции на Балтике, в охранении тральных работ, совершал походы по изучению скрытых шхерных фарватеров в Финляндии. Во время зимнего ремонта крейсер был дополнительно вооружен двумя 75-мм и одной 40-мм <аэропушками>, а летом того же года еще двумя 75-мм <аэропушками> (тогда как все 75-мм орудия противоминного калибра были сняты). В кампанию 1916 года крейсер временно использовался для практики гардемаринов Морского корпуса, а затем участвовал в операциях по обороне Рижского залива, поддерживал артиллерией сухопутные части, отражал атаки самолётов противника на русское соединение. Бортовой вид и верхняя палуба (1917 г.) Крейсер в революционном ПетроградеСтоящий в Петрограде крейсер оказался в центре событий русской Революции 1917 г. Находясь в тесном контакте с рабочими завода, матросы крейсера 'Аврора' были вовлечены в революционную агитацию. Этому способствовала общая обстановка в России, которую война поставила на грань катастрофы. Измотанная, обескровленная и плохо вооружённая армия несла огромные потери и терпела поражение за поражением. Экономика страны пришла в упадок: наступил голод, не хватало хлеба, мяса, керосина, предметов первой необходимости. Стала очевидной неспособность царского правительства справиться с кризисной ситуацией. Взаимоотношения офицеров и команды на крейсере накалились до предела. 27 февраля (12 марта) экипаж потребовал от командира выпустить из-под ареста троих заключённых агитаторов. При разгоне последовавшего за этим митинга командир крейсера капитан 1 ранга М. И. Никольский и старший офицер П. П. Огранович открыли огонь по команде из пистолетов; были раненые. Когда 28 февраля (13 марта) 1917 года на крейсере стало известно о совершившейся революции, матросы вместе с рабочими подняли на корабле красный флаг. Командир корабля был убит, старший офицер ранен, большая часть команды сошла на берег и присоединилась к восстанию. Крейсер 'Аврора' в Петрограде. Для осуществления демократических прав матросов на 'Авроре' был избран судовой комитет. По результатам тайного голосования 3 (26 марта) 1917 года по вопросу о форме правления в России единогласно было принято решение, что такой формой является демократическая республика. На протяжении весны-лета-осени 1917 года политическая обстановка на корабле характеризовалась постепенной потерей доверия к Временному правительству России как со стороны матросов, так и со стороны офицеров. Росло влияние партии большевиков на корабле. После кровавых событий 27-28 февраля (13-14 марта) отношения между судовым комитетом и офицерами стали сравнительно нормальными: офицеры не шли против команды в том, что касалось политических убеждений, а судовой комитет не чинил офицерам препятствий в части порядка службы, дисциплины и работы на корабле. Когда в октябре 1917 года вновь обострилась политическая обстановка в стране и конфликт между Временным правительством и Советами рабочих, крестьянских и солдатских депутатов зашёл в тупик, большая часть команды была на стороне РСДРП(б). По решению Центрального комитета Балтийского флота уже практически отремонтированная 'Аврора' была оставлена в Петрограде и подчинена Петроградскому совету. Матросы крейсера приняли участие в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 года: крейсер восстановил движение по Николаевскому мосту и дал холостой выстрел из бакового орудия с целью оказания психологического воздействия на защитников Зимнего дворца, где располагалось Временное правительство. Второе рождение: новые плавания и вторая мировая войнаКогда в 1922 г. началось активное восстановление Морских сил России, было принято решение восстановить 'Аврору', как учебный корабль, не в последнюю очередь из-за того, что она четыре года назад уже прошла капитальный ремонт. После восстановительного ремонта и укомплектования командой в 1922-1924 годах, крейсер 'Аврора' в качестве учебного корабля вошел в состав Морских сил Балтийского моря. На корабле теперь стояло 10х1 - новых 130-мм орудий и 2х1 - 76,2-мм зенитных орудий. В 1924 - 1930 годах корабль совершил множество учебных плаваний с курсантами высших военно-морских училищ, посетил порты Берген и Тронхейм (Норвегия, 1924,1925 и 1930), Мурманск и Архангельск (СССР, 1924 и 1925), Гётеборг (Швеция, 1925), Киль (Германия, 1926), Копенгаген (1928), Свинемюнде (Германия, 1929), Осло (1930). Заслуга 'Авроры' в подготовке грамотных специалистов для флота молодого Советского государства была огромна. В 10-летнюю годовщину Революции учебный крейсер был награждён орденом Красного Знамени. В 1933 году было произведено обследование корабля и сделан вывод о необходимости второго капитального ремонта. С 1933 на судостроительном заводе им. А. Марти в Ленинграде велись ремонтные работы, но в связи с высокой загруженностью этого завода строительством новых кораблей в 1935 году ремонт был приостановлен и корабль стал служить в качестве несамоходной учебной базы для курсантов первых курсов военно-морских училищ. На зимний период крейсер служил плавучей базой для подводных лодок. Планировалось списание корабля. Орудие учебного крейсера 'Аврора' салютует порту Берген. В годы второй мировой войны личный состав и орудия 'Авроры' участвовали в героической обороне Ленинграда. Всю войну крейсер провёл в Ораниенбауме под Ленинградом. Корабль был включен в систему противовоздушной обороны Кронштадта. С первых же дней блокады города он огнём своей зенитной артиллерии отражал атаки немецкой авиации. Зимой 'Аврора' продолжала служить плавучей базой соединения подводных лодок. Моряки крейсера и учащиеся-курсанты уходили на действующие корабли Балтийского флота, на корабли вновь создаваемых речных флотилий, на сухопутный Ленинградский фронт. Из 9 130-мм орудий 'Авроры' была сформирована артиллерийская батарея <А>, огневые позиции которой располагались в районе Дудергофа к юго-западу от Ленинграда. Моряки крейсера, служившие на этой батарее, приняли неравный бой с немцами и пали смертью храбрых, до конца исполнив свой воинский долг 6 - 13 сентября 1941 года. Сам крейсер после полученных им 30 сентября 1941 года повреждений от попадания артиллерийских снарядов был посажен на грунт на ровном киле в Ораниенбаумской гавани. Оставшиеся орудия с него были выгружены, но до самого конца войны 'Аврора' не спускала Военно-Морской Флаг СССР. Неподвижный, полузатопленный крейсер продолжал жить и бороться. Притопленная 'Аврора' в гавани Ораниенбаума зимой 1941-1942 гг. Мемориальный корабльЕщё до окончания войны в 1944 году было приято решение о восстановлении крейсера как памятника активного участия моряков в Революции 1917 года. 'Аврора' была поднята в 1944 году и в 1945 - 1947 годах прошла капитальный ремонт, в ходе которого внешний вид корабля был приближен к его виду в 1917 году. Были установлены 152-мм орудия Канэ, однотипные с теми, что стояли в 1917 году на корабле, но, к сожалению, в арсеналах удалось найти пушки только на сухопутных станках. Корабельные щиты для них были выполнены по рисункам ветеранов-авроровцев. Подводная часть корпуса была сделана водонепроницаемой при помощи бетонной <рубашки>, одетой на внутреннюю поверхность обшивки корабля. Внутренние помещения были переоборудованы для жизни и службы курсантов и преподавателей. Энергетическая установка была снята, за исключением двух котлов для отопления и средней паровой машины, оставленной в качестве учебного пособия. Были восстановлены надстройки, в том числе полностью заменены дымовые трубы, сильно поврежденные во время войны. В итоге корабль стал полноценной учебной базой для воспитанников Нахимовского военно-морского училища, против здания которого на реке Большой Невке в Ленинграде корабль торжественно занял свое место 17 ноября 1947 года. Будущие офицеры Военно-Морского Флота получали на 'Авроре' первичные морские навыки: они участвовали в судовых работах, несли службу корабельных нарядов. Нахимовцы на 'Авроре'. Музей на корабле начал создаваться с 1950 г. силами личного состава, ветеранов-авроровцев, энтузиастов. В 1956 году было принято решение придать корабельному музею статус филиала Центрального военно-морского музея. С 1961 года в связи с постройкой для НВМУ нового жилого корпуса 'Аврора' перестала быть учебной базой, и бывшие кубрики воспитанников училища были переданы музею, штат которого увеличен до 5 человек. Для простых посетителей были открыты верхняя палуба и полубак с 152-мм орудием, а также помещения корабельного музея. Остальные корабельные помещения были недоступны. Одновременно с музеем на судне была оставлена (и остаётся до настоящего дня) и команда из 50 матросов и офицеров для охраны корабля и обслуживания механизмов. Текущие ремонты корабля производились в 1957-1958 и 1966-1968 годах. В 1968 году крейсер 'Аврора' был награжден орденом Октябрьской Революции.
После ремонтно-восстановительных работ 'Аврора' 16 августа 1987 г. была возвращена на место своей стоянки - у Нахимовского ВМУ. В настоящее время, на корабле помимо научных сотрудников служит команда из 6 офицеров, 12 мичманов и 42 матроса.
|
Штурманская рубка. Фотография 1988 г. 06.05.2008 03:24:56 Комментарии : 1
|
|
© Культпросвет.Ru 2003 - 2019 При перепечатке материалов ссылка на Культпросвет.Ru обязательна. Верстка и программирование Студия современного дизайна FactorHomo |
Редакция: editorial@kultprosvet.ru Техподдержка: admin@kultprosvet.ru |
![]() |
||||