Урюк Раздел: Kult личности Версия для печати

Роберт Фрипп (избранное к прочтению)



Афоризмы Р.Фриппа


Артист ничего не может скрыть, даже попытку скрыть что-то.

Будущее – это то, что настоящее может вытерпеть.

Будущее уже здесь и ждет нас, но мы еще должны открыть его.

Будь предельно внимателен вначале. Затем, будь предельно внимателен в конце. Затем, будь предельно внимателен в середине.

Верь музыке.

Веселье чуть меньше видения и чуть больше бытия.

Во время творческого прорыва история подождет за дверью.

Во всем мире есть только один музыкант – в разных телах.

Вопрос есть ответ сам на себя.

Всё не так плохо, как кажется. Все гораздо хуже.

Всё, что у нас есть – это то, что мы можем дать.

Все творческие прорывы суть один творческий прорыв. Все музыканты суть один музыкант. Все ноты суть одна нота.

Высочайшего качества внимание, которое мы можем оказать – это любовь.

Гений не нуждается в несовершенной технике.

Деньги это не проблема; всего лишь затруднение.

Дисциплина есть носитель радости.

Если не знать, куда идешь – вероятнее всего, туда-то ты и попадешь.

Если тебе нечего сказать, ничего не говори.

Если то, куда мы идем, есть то, как мы туда попадаем, то мы уже там, куда мы идем.

Если ты можешь определить свою цель, ты уже наполовину достиг ее.

Жадность – плохой композитор.

Жизнь слишком коротка, чтобы браться за ненужное.

За чем нужно следить? Мы следим за тем, что нам нужно.

Завершение есть новое начало.

Играть быстро легче, чем играть медленно.

Искусство есть способность вновь ощутить свою невинность.

Искусство повторяет неповторимое.

Истина есть признание – и принятие – обязательства.

Как называется твоя группа?

Качество вопроса определяет качество ответа.

Когда страдает качество, это не бросается в глаза.

Конец может быть финалом, заключением или завершением.

Лучше присутствовать с плохой нотой, чем воздерживаться от хорошей.

Любовь: акт любви есть сама любовь.

Любой дурак может сыграть что-нибудь сложное.

Мастерство – универсальный язык.

Мастерство позволяет музыканту скопировать нечто старое. Дисциплина позволяет музыканту скопировать нечто новое.

Мастерство рождает искусность; дисциплина рождает мастерство.

Мастерство следует традиции; дисциплина рождает традицию.

Можно стать артистом одним лишь трудом.

Молчание – невидимый клей.

Музыка – архитектура молчания.

Музыка – зеркало нас.

Музыка – это чаша, в которую налито вино молчания; звук есть эта чаша, но пустая; шум есть эта чаша, но разбитая.

Музыка есть добрая воля, постоянно и ежечасно доступная всем.

Музыка есть качество, организованное в звук.

Музыка нисходит в нашу юдоль вопреки всем попыткам преградить ей путь.

Музыка так жаждет быть услышанной, что призывает одного дать ей голос и другого дать ей уши.

Музыка это средство, с помощью которого музыкант преодолевает ограничения посредственности.

Музыкальная целостность презирает материальную необходимость.

Музыкант становится артистом, когда выходит на сцену.

Мы выходим оттуда, где мы есть, и постепенно движемся туда, где мы есть.

Мы знаем других настолько, насколько мы знаем себя.

Мы платим по своим счетам.

Мы представляем себе лишь свои представления.

Намеренная бедность – это хорошо. Ненамеренная бедность – порок.

Настраивая ноту, мы настраиваем себя.

Начало – невидимо.

Начни с возможного и постепенно двигайся к невозможному.

Наши представления по определению не похожи друг на друга.

Не верь тому, кто хочет чему-то тебя научить.

Не верь энтузиасту.

Не нужно воодушевлять. Не нужно воодушевляться. Но нужно выглядеть воодушевляюще.

Не предлагай насилия.

Не реагируй.

Не старайся помочь. Не будь занудой.

Необходимое – возможно; необязательное – дорого; ненужное – маловероятно.

Необходимость – мера цели.

Несмотря на все попытки ограничить власть музыки, акт музыки всегда примечателен.

Нет обязательного; но бывает необходимое.

Ничего не жди.

Ничто стоящее не приходит вдруг.

Один лишь тяжелый труд может сделать артиста.

Ожидание есть тюрьма.

Ожидание закрывает наши глаза на то, что происходит сейчас.

Определяй себя позитивно. Не определяй себя негативно.

Определяй цель просто, ясно, коротко.

Ответ придет от гитары.

Очень трудно ничего не сказать, когда нечего сказать. Очень трудно ничего не сделать, когда делать нечего.

Ошибка всегда простительна, иногда извинительна и никогда не позволительна.

Ошибок не бывает, кроме одной: не учиться на ошибках.

Поступай в соответствии с тем, где ты, когда ты и с кем ты. Будь тщателен. В других случаях будь вежлив.

Практика – это способ трансформации качества нашей деятельности.

Превращай кажущийся недостаток в свое преимущество. Чем крупнее кажущийся недостаток, тем большим может оказаться преимущество.

Преданность меняет все правила.

Преданность следует чтить.

Преданные музыканты не играют за деньги: они берут деньги за музыку, которую играют.

Приветствуй неожиданное, но не случайное.

Работа одного поддерживает работу всех.

Равенство... Мы не равны талантом или опытом. Но мы можем быть равны вдохновением; мы можем быть равны преданностью.

Расслабление – это нужное напряжение. Напряжение – это ненужное напряжение.

Расслабление никогда не случайно.

Роберт Фрипп – шарлатан и лжец.

Самые простые вещи труднее всего делать с достоинством.

Следует находить чистых и воодушевляющих друзей.

Слышать – не то же, что слушать.

Сомневаешься – сверься с традицией. Все еще сомневаешься – сверься со своим телом.

Спасение души есть реальное событие, и музыка – один из его голосов.

Страдай весело.

Тишина есть отсутствие звука; молчание есть присутствие молчания.

То, как ты держишь медиатор – это то, как ты организуешь свою жизнь.

То, куда мы идем, есть то, как мы туда идем.

То, что мы слышим – это качество нашего слушания.

То, что мы слышим – это то, как мы слышим.

Тяжелым трудом не разбогатеешь. Но без него не разбогатеешь точно.

У музыканта есть три дисциплины: дисциплина рук, головы и сердца.

У нас есть три права: право работать, право платить за то, чтобы работать, и право расплачиваться за последствия работы.

У правильности – свой закон.

Ум двигает руками.

Цель – свобода совести и истина.

Чти достаточность.
Перевод © Степан М. Печкин, 2000

Дорога в Грэйсленд


Роберт Фрипп
пер. С.М.Печкин
I
Музыка есть процесс объединения мира качеств с миром экзистенций, сплавления мира тишины и мира звука.

В этом смысле музыка есть способ трансформации.

То, что мы делаем, неотделимо от того, как и почему мы делаем то, что мы делаем.

Поэтому трансформация звука неотделима от трансформации себя.

Например, своей тишиной мы собираем тишину.

В нашей культуре это обычно требует упражнений.

Упражнение – это способ трансформации качества нашей деятельности; то есть, трансформации того, что мы делаем.

Мы идем от совершения ненужных усилий, траты сил, к совершению нужных усилий; в направлении безусильственности.

В этом – высшая максима: чти необходмиость, чти достаточность.

II
Если поразмыслить о деятельности музыканта – то есть, о том, что мы делаем, чтобы быть музыкантом – мы увидим, что мы размышляем не об одной лишь ловкости рук.

У музыканта есть три инструмента – руки, голова и сердце; и у каждого инструмента своя дисциплина.

Таким образом, у музыканта есть три дисциплины: дисциплина рук, головы и сердца.

В конечном счете, все это – одна дисциплина: дисциплина.

Дисциплина – это способность совершать во времени.

Если музыкант способен совершать во времени и гарантировать, что это свершение будут чтить независимо от удобства, обстановки и содержания данного момента, то музыкант находится на пути к действенности.

Действенный музыкант – это тренированный, ответственный и надежный инструмент на службе музыки.

III
Поэтому упражняйся в следующих планах:

Природа нашей деятельности; то есть, деятельности рук, головы и сердца.

Координация нашей деятельности; то есть, рук с головой, рук с сердцем, сердца с головой и – в совершенном мире – всех трех вместе, в редкой, маловероятной, но возможной гармонии.

Качество нашей деятельности.

IV
Абсурдно считать, что упражнение в игре на инструменте отделимо от всей остальной жизни.

Меняя упражнения, мы меняем нашу жизнь.

Упражнение – это не то, что мы делаем руками, не то, как мы делаем то, что мы делаем, и не то, зачем мы делаем то, что мы делаем.

Упражнение – это то, как мы есть.

V
Сколько-нибудь ценное упражнение должно быть следующим:

Способом установления отношений с инструментом;

Способом установления отношений с музыкой;

Способом установления отношений с самим собой.

Таким образом, техники нашего музыкального мастерства лежат в трех плоскостях: игра на инструменте, музыка и жизнь личности.

Я не могу играть на гитаре, не имея отношений с самим собой или с музыкой.

Я не могу, будучи гитаристом, играть музыку, не имея отношений с самим собой и с моей гитарой.

И вкладывая себя в гитару и в музыку, я нахожу себя в этом вложении.

VI
Техника изображает то, что представляет собой, и подготавливает место, в котором техника станет тем, что она представляет собой.

Например, то, как я живу – это мой способ упражняться в жизни.

Между тем, как я живу, и тем, как я упражняюсь в жизни, нет разницы.

VII
Однажды испытав качество, мы распознаем его возвращение и можем позволить ему возыметь свое действие на нас.

Но то, как и зачем оно приходит или навещает нас, описать гораздо труднее.

Если качество уже присутствует в тебе, описать его становится легче: достаточно описать мир, в котором ты живешь.

Если ты живешь на пути мастерства, мастерство живет в тебе; когда ты описываешь этот путь, мастерство проявляется через тебя.

Любой истинный путь будет способен описать себя через своих мастеров.

VIII
Качество, привносимое тобой в одну малую часть твоей жизни, есть качество, привносимое тобой во все малые части твоей жизни.

Все малые части твоей жизни есть твоя жизнь.

Если ты способен совершить один малый акт качества, оно распространится на весь акт жизни.

Такова природа качества – качество не управляется размером и количественными законами; качество не измеряется числами.

Поэтому один малый акт качества так же велик, как и большой акт качества.

Акт качества содержит намерение, свершение и присутствие, и он никогда не случаен.

IX
Однажды испытав совершение усилия такого рода, мы сможем применить качество этого усилия в других областях жизни.

Правило таково: лучше присутствовать с плохой нотой, чем воздержаться от хорошей ноты.

Когда твоя нота верна, ты с удивлением обнаружишь, что она звучит очень похоже на тишину, только чуть громче.

X
Если музыка есть качество, организованное в звук, то у музыканта есть три подхода к ней: через звук, через организацию и через качество.

Подмастерье подходит через звук, мастеровой подходит через организацию звука, а музыкант-мастер подходит к музыке через ее качество.

То есть, музыкант-мастер работает от тишины; организует тишину и размещает звуки в тишине.

XI
То, куда мы идем, есть то, как мы туда попадаем.

Если то, куда мы идем, есть то, как мы туда попадаем, то мы находимся там, куда мы идем.

Если мы там, куда мы идем, то нам некуда идти.

Если нам некуда идти, да пребудем мы там, где мы есть.

XII
Музыка есть благодатное присутствие, постоянно и с готовностью доступное всем.

Да поверим мы в невыразимую благодать творческого импульса.


Спасение


Перевод © Степан М. Печкин, 2000

Мироздание было устроено, чтобы работать, и работать хорошо.

В формуле значилось, что оно имеет свободу работать хорошо или не работать.

Поэтому из формулы следовало, что по крайней мере иногда и кое-где оно, вероятно, работать не будет.

Поэтому из формулы следовало, что мирозданию потребуется некоторая настройка, отладка, и даже некоторый ремонт.

Возможно, даже капитальный.

Чтобы Творение было творческим, его подчиненные части имеют необходимую свободу.

В этом наша свобода: мы можем, если захотим, сотрудничать с развитием Творения.

Эта свобода – наше право человека.

Эта свобода также – наша обязанность человека.

Таким образом, наше право и наша обязанность – одно и то же.

Цена, которую мы платим за эту свободу – исполнение обязанности.

Награда за исполнение этой обязанности – свобода.

Мы злоупотребили своей исконной и естественной свободой; даже забыли про нее.

Мы предпочитаем жить в долг, нежели исполнять свою обязанность.


--------------------------------------------------------------------------------

Спасение – это процесс, в ходе которого Творение заставляет нас выплатить наши долги, чтобы мы снова обрели свободу платить за выбираемые нами пути.

То есть, акт спасения возвращает нам дар свободы.

Это налагает на нас следующее обязательство и наделяет нас следующим правом.

Обязанность – участвовать в долгах других, где ты это можешь.

Право – участвовать в расплатах других там, где ты можешь.

То есть, мы вольны содействовать акту спасения и соучаствовать в нем.


--------------------------------------------------------------------------------

Спасение есть реальное событие и процесс.

Чтобы спасение вошло в мир, мы должны позволить процессу спасения пойти в нас.

Когда мы ведем себя правильно, мы можем пожинать плоды своих трудов.

Когда мы ведем себя неправильно, последствия губят нас.

Когда мы ведем себя правильно, все работает.

Когда мы ведем себя неправильно, все ломается.

Спасение – это процесс починки, в результате которого починенная вещь становится лучше, чем была.

Работа по спасению происходит в мире в таком колоссальном масштабе и касается нас так сильно, что мы не можем ее заметить.


--------------------------------------------------------------------------------

Музыкальное действо – одно из многих возможных действий, посредством которых невыразимая щедрость творческого импульса может войти в нашу жизнь, направить и оформить ее настолько радикальным и ошеломительным образом, что одна-единственная нота может изменить весь наш мир...

В случае, если эта нота – правильная нота, и мы ее слышим.

Так что, если хочешь услышать – учись слышать.

Какие бы ограничения не налагались на это событие, всегда существует вероятность, что действие, происходящее внутри музыкального действа, изменит твою жизнь.

Ни один профессиональный музыкант не может быть свободен от цинизма, жадности и беззакония, на которых строится музыкальная индустрия (по крайней мере) в последние годы.

Наш цинизм – слишком дорогая цена за все это: он отторгает нас от происходящего.

Невзирая на все попытки ограничить власть музыки, музыкальное действо всегда удивительно.


--------------------------------------------------------------------------------

Возможно, мы уже заметили, что мир, который мы знаем, рушится.

Снятие с себя власть предержащими всякой ответственности перед теми, кто зависит от них, представляется лейтмотивом новейшей истории: политическое, личное, профессиональное и нравственное беззаконие – хроническая болезнь современной культуры.

Новый мир пробивается на свет, неся с собой пассивные последствия прошлого и встречая активное противоборство старого мира.

Будущее уже здесь и ждет нас, но нам еще предстоит открыть его.

Наше нынешнее положение – середина моста.

Это положение опасно, потому что мы строим мост по ходу переправы через него.

Рациональный человек впал бы в отчаяние, но надежда иррациональна, а спасение есть реальное событие.

Художники, музыканты и поэты имеют дело с иррациональным повседневно.

Оно – живое дыхание нашего дела и невидимый клей, скрепляющий воедино исполнителей, слушателей и песню.

Спасение и починка для преданно служащих творческому импульсу есть аспект прикладного искусства, и в высшей степени конкретны.

Благодать – легко доступная, просто познаваемая, лежащая за пределами понимания – не требует разума, чтобы войти в твою жизнь; но ей нужен носитель.


--------------------------------------------------------------------------------

Что-то вконец испортилось.

Из-за этого многое другое вконец испортилось.

Все не имеет значения, пока мы не познаем ужас отделенности от источника, питающего Творение, и убежденность, что спасение совершенно реально.

Но результат ничем не гарантирован.


--------------------------------------------------------------------------------

Каждая плохая нота чревата последствиями.

Одна плохая нота портит следующую ноту.

Получается две плохих ноты.

Первая плохая нота портит ноту, шедшую перед ней.

Получается три плохих ноты.

Плохой аккорд в секвенции останавливает движение.

Один неверный удар портит ритм.

Потеряв ритм, композиция теряет свое развитие во времени.

Время продолжается, но композиция оторвана от него.


--------------------------------------------------------------------------------

По своей собственной воле мы живем в подвале.

Но чтобы мы могли переехать наверх, кто-то должен оплатить съем.


--------------------------------------------------------------------------------

Каждый раз, когда мы выбираем уход от расплаты, отказ от выполнения обязанности, мы перекрываем себе мост, по которому можно вернуться к целому.

Это – дизинтеграция.

Цель исполнения невыполненных обязанностей и обращения к пренебрегаемым обязанностяи – в том, чтобы реинтегрироваться с целым: воединение.

Реинтеграция – наш дар в акте спасения.


--------------------------------------------------------------------------------

Когда Добрый Друг выплачивает мой долг и освобождает меня от последствий и тяжести этого долга, я обретаю свободу работать и нарабатывать что-то свое.

Когда в моем кармане заведется что-то, может быть, и я расплачусь по чьему-то счету.

Выплачивая чужие долги, я выплачиваю свой.

© Robert Fripp 1994

--------------------------------------------------------------------------------

Лекция в "The Paradise", Бостон, Массачусетс


Текст из звукового монтажа "Дэвид Сильвиан и Роберт Фрипп: Спасение – Введение в тишину" (30.08-18.09.94, Токио. Музыка Дэвида Сильвиана, слова Роберта Фриппа
Роберт Фрипп
Музыка и лекция в "The Paradise", Бостон, Массачусетс
Передал: David Kirkdorffer (SayAaahh@aol.com)
пер. Степан М. Печкин
Роберт Фрипп – Музыка и лекция
20:30 22.03.1983
$7.50
The Paradise
967 Commonwealth Avenue, Boston, MA

Заставка – Live Frippertronics

Frippertronics стихает.

Апплодисменты.

РФ: Привет.

Апплодисменты.

РФ: Позвольте спросить вас: что вы ожидали, придя сюда в этот вечер?

Выкрики из зала.

РФ: Госпожа...

– Того же, что и вы!

Смех в зале.

РФ: Госпожа предполагает, что она ожидала того же, что и я. Чего ожидал я?

Смех в зале.

РФ (повторяя услышанное из зала): Поиграть музыку... поговорить... буду говорить... То есть, ваши ожидания частично еще не сбылись?

Смех в зале.

РФ: Естественно. Вон тот джентльмен сказал, что он ожидал чего-нибудь необычного. Могу ли я спросить вас, вот вы, сэр, в такой любопытной футболке? На футболке написано: "Лекция'1983: содержит одну малую мобильную сознательную единицу."

Смех в зале. Апплодисменты.

РФ: Можно спросить вас: чего вы ожидали?

Смех в зале.

РФ: Джентльмен ожидал услышать музыку той же природы, что на последних двух альбомах. Какие это были два альбома? (повторяет за ним) "Under Heavy Manners"... и "God Save the Queen". (Кому-то в зале) Не могли бы вы убрать фотоаппарат? Это нарушение того, чем я пытаюсь заняться. Позвольте спросить вас, джентльмен с фотоаппаратом...

Смех в зале.

РФ: Джентльмен, прячущийся за колонной...

Смех в зале.

РФ (повторяя услышанное из зала): Джентльмен ожидал попасть на музыкальный вечер с лекцией и, видимо, отснять сколько-то натюрмортов...

Смех в зале.

РФ: Этот джентльмен пере... Сколько вы заплатили за вход, сэр?

Смех в зале.

РФ (вопросительно возвышая голос): Сколько вы заплатили за вход? Семь-пятьдесят? За семь-пятьдесят вы хотели увидеть еще и Ино? Ну, вы даете... (слова тонут в смехе и апплодисментах)

Все ожидания таковы. Мы не видим того, чего ожидали, потому что мир на самом деле не таков. Поэтому мы не видим того, что происходит. Но не видим мы также и своих ожиданий. Ожидания – трудная тема. Они сродни тюрьме.

Теперь давайте напряжем наше воображение. Мне хотелось бы, чтобы вы представили себе черный занавес и линию, проходящую по нему сверху вниз. Теперь – другую линию, горизонтальную, той же длины, пересекающую первую. У нас получился равносторонний крест.

Наверху представим себе слово "ЦЕЛЬ". Внизу – слово "ДОБИВАЮЩИЙСЯ". Слева – слово "РЕСУРСЫ". И справа – слово "НАПРАВЛЕНИЕ".

Повторим. Мы имеем равносторонний крест с четырьмя словами: "ЦЕЛЬ", "ДОБИВАЮЩИЙСЯ", "РЕСУРСЫ" и "НАПРАВЛЕНИЕ".

У нас получилась тетрада. Тетрада – это система из четырех элементов. Ее можно рассматривать с нескольких сторон. Во-первых, можно сказать, что эта четырехчленная система управляется всеми законами, которые действительны для четырехчленных систем. Можно подойти к ней по-другому и сказать, что это – элементарная Тетрада Музыкальной Системы. И тогда мы введем еще четыре термина.

Вверху – слово "МУЗЫКА". Внизу – слово "МУЗЫКАНТ". Слева – слово "СЛУШАТЕЛЬ". И справа – слово "ИНДУСТРИЯ".

Таким образом, у нас есть два основных подхода. Мы можем сказать, что это – тетрада, управляемая законами, которые управляют всеми четырехчленными системами. И мы можем также сказать, что это уникальная система: Музыкальная Система – это не та система, которая подает напитки в баре, и не та система, которая обжаривает кофейные зерна. Это именно уникальная Музыкальная Система.

Существует и третий подход, связанный с энергией. Он возникает, когда какие-либо личные отношения, например, Музыканта и Слушателя, играют какую-либо роль, например, роль ДОБИВАЮЩЕГОСЯ и РЕСУРСОВ.

Если мы в системе берем на себя какую-то роль, то в эту роль нас втягивает качество энергии. Верно также и обратное: существует качество энергии, которое присутствует в нас, которое, если вам нравитс архетипическая система, пытается выразить себя. Чтобы не быть до такой степени абстрактным, я скажу это по-другому: предположим, что это – музыкальная система, и там, где две наших оси пересекаются, поставим слово "ПРЕДСТАВЛЕНИ". Теперь представим себе, что эта точка на пересечении осей выдвигается в третьем измерении в сторону зала... Мы получили тетраэдр, который является пятичленной системой. В четырехчленной системе, в которой мы соглашаемся вместе придти на представление, возникает качество энергии, которого просто не было бы, если бы мы все остались дома. Говоря другими словами, качество энергии возникает всякий раз, когда кто-то из нас берет на себя какую-то роль какого-то архетипического паттерна.

Фред Шукмен, джентльмен, путешествующий со мной и настраивающий звук, сидит на молочной диете, состоящей из гамбургеров и кока-колы.

Смех в зале.

РФ: В вечер, когда Фреду удается закусить молочными гамбургерами и кока-колой, он счастлив.

Смех в зале.

РФ: Фред посылает домой открытку: "Дорогая мама, я счастлив, с любовью, Фред." Фред светится в темноте нежно-зеленым светом. Другими словами, когда мы смотрим на роль ИНДУСТРИИ – то где бы я ни показывал это, этот подход к Музыкальной Системе – везде начиналось шипение, учащенное дыхание, как будто Индустрия – что-то очень нехорошее. Мы можем не любить ее. Но Фред Шукмен – часть Индустрии.

Таков подход к пониманию отношений, в целом и в частностях. Подход этот произрастает из моего личного стремления быть человеком и профессиональным музыкантом в то же время.

Если посмотреть на Музыкальную Систему, в которой у нас есть МУЗЫКА, МУЗЫКАНТ, СЛУШАТЕЛЬ и ИНДУСТРИЯ, и пронаблюдать, как они взаимодействуют друг с другом, мы в первую очередь можем сказать, что мы имеем четыре монады, или одночленные системы:

МУЗЫКА,
MУЗЫКАНТ,
СЛУШАТЕЛЬ и
ИНДУСТРИЯ.

Свойство одночленной системы – в том, что она попросту совершенна: она то, что она есть, она Является самой собой. Она не идет дальше, она завершена. Таким образом, здесь мы видим четыре одночленных системы.

Здесь есть также шесть двучленных систем, или диад.

МУЗЫКА - СЛУШАТЕЛЬ
МУЗЫКА - МУЗЫКАНТ;
МУЗЫКА - ИНДУСТРИЯ;
СЛУШАТЕЛЬ - ИНДУСТРИЯ;
СЛУШАТЕЛЬ - МУЗЫКАНТ и
МУЗЫКАНТ - ИНДУСТРИЯ.

Это шесть двучленных отношений. Качество двучленной системы в том, что она комплиментарна. Это положительная сторона. Отрицательная сторона этого в том, что она противоречива; каждый из двух членов противоречит другому, и мы никуда не движемся.

Чтобы появился динамизм, нужно ввести третий член.

Качество трехчленной системы – динамизм, активность. В любой четырехчленной системе, включа и Музыкальную Систему, есть четыре триады – трехчленных системы.

И одна тетрада.

Но если ввести четыре личностных члена – Слушателя, Музыканта, Фреда, представляющего собой Индустрию, и Музыку – которую я бы предложил в данный момент считать очень близкой <нрзб.>...

Глядя на триаду, мы можем любые три члена – личностных члена – примерить на структуральные члены. Говоря проще, в трехчленной системе три роли таковы: Активное начало, Приемник и Модератор.

В зависимости от того, какой член является Активным началом, в любой триаде можно объединить три члена – например, Музыку, Слушателя и Музыканта – шестью различными способами. Таким образом, каждая из четырех триад имеет шесть различных качеств.

Если же пересмотреть то, как члены исполняют принимаемые им роли, мы получим произведение еще четыре троек личностных членов, и в конце концов получим 96 различных качеств, которые можно встретить в Музыкальной Системе как системе триад.

И это мы еще не добрались до тетрады. И это – предполагая все эти отношения статичными, то есть – что каждое отношение постоянно по энергии, и что энергия, которую каждая из ролей передает или использует, остается постоянной.

Но, как я уже сказал выше, когда мы рассуждали в терминах архетипических паттернов и личного участия, энергия весьма значительно меняется в зависимости от того, можем ли мы подключиться к ней или нет.

Давайте посмотрим, что мы подразумеваем под некоторыми из наших членов. Что мы подразумеваем под Музыкой? Допустим, все мы согласны с тем, что это – звук. Положим, на самом деле это не так просто, потому что звук является звуком только тогда, когда он услышан. Так что, нам придется ввести второй член: Слушателя, или Аудиторию.

Но давайте попробуем отвлечься от всего этого и скажем, что когда молекулы воздуха начинают колебаться под влиянием того или иного воздействия, частицы воздуха возбуждают соседние частицы воздуха и создают область сферического возбуждения. Если наше ухо попадает в эту область сферического возбуждения, барабанная перепонка уха регистрирует эти колебания. Ее сигналы декодируются серым органом в три фунта весом, работающим на глюкозе и имеющим выходную мощность порядка 25 ватт.

Смех в зале.

Так что, скажем, что звук – это то, что мы слышим ушами. То есть, строго говоря, и это неверно. Современные физиологические и психологические исследования уха показывают, что все совсем не так просто. Существует устройство, называемое "нейрофон", которое я наблюдал в Сан-Диего, когда электроды подсоединяют к коже, и можно слышать кожей. Нейроны мозга переучиваются и начинают расшифровывать импульсы, которые мы обычно называем звуками, не через уши, а через кожу.

В общем, дабы избежать споров, скажем, что музыка – это звук, который мы слышим.

Смех в зале.

Но очевидно, что на самом деле музыка – нечто большее.

Пифагорейский подход к математике – квадривиан, четыре ветви Математики – рассматривал музыку как вторую ее часть. Первой ветвью из четырех была Арифметика, которая занималась чистыми числами. Второй ветвью была Музыка, наука о пропорциях, занимавшаяся отношениями между множествами. Третьей ветвью была Геометрия, проэцировавшая эти отношения на два измерения. Четвертой ветвью была Астрономия, представлявша собой те же множества, спроецированные в по меньшей мере три измерения и имеющие довольно крупные масштабы.

Так что, согласно пифагорейской школе, музыку не обязательно слышать.

Другой грек, по имени Аристиксан, сказал: "Ребята, ребята, ну, нельзя же так с меломанами!" (Смех в зале.) И начались споры, бушевавшие долгие годы и приведшие к XVI-XVII вв. к весьма скверным результатам, состоящим из пифагорейского темперирования, точного темперирования и равного темперирования. В сущности, на протяжении двух тысяч лет жарких диспутов практикующих музыкантов не так уж занимало, является ли большая терция двумя целыми пифагорейскими тонами, выражающими отношение девяти к восьми (смех в зале), лишь бы она хорошо звучала.

И один практикующий музыкант – этот термин мы введем чуть позже – по имени некто Бах сочинил некоторое количество пьес, в которых он выдвигал идею о том, что равномерное темперирование – совершенно практичный и превосходно звучащий подход к музыкальной математике.

Но музыка, безусловно, есть нечто большее, чем просто звук, который можно слышать или не слышать ухом. Музыка – это ощущение.

Стоит мне услышать первые такты "Purple Haze", и мне больше не нужно ничего. Мне не нужно знать, как колеблется мембрана барабанной перепонки, не нужно знать, был ли прав Пифагор (смех в зале) – музыка действует на меня.

В этом месте я хотел бы немного поиграть.

Аплодисменты.

Frippertronics – интерлюдия.

РФ: У описанной мной системы есть множество различных качеств, и вместо того, чтобы продолжать распространяться о конкретных частностях, интересующих меня, я мог бы ответить на ваши вопросы.

– Я заметил в тетраде Цели, Добивающегося, Ресурса и Направления сходство, напоминающее мне карты Таро – крестообразный расклад; и сам расклад, и размещение четырех кард во многом совпадает с вашим раскладом.

РФ: Итак, джентльмен спрашивает, существует ли связь между Тетрадой в форме креста и раскладом Таро в форме креста. Крест сам по себе – вполне архетипический символ, общий для множества явлений. В контексте нашей демонстрации это синтетическое изображение, задающее форму, так что если у кого-то появляются, если хотите, творческие идеи, то у него есть форма, в которую они могут быть отлиты; или, другими словами, они могут работать посредством этой формы.

Что касается рассмотрения Тетрады в форме креста, то можно сделать это и по-другому. Например, в форме треугольника, покоящегося на основании и имеющего вершину. Эта форма подразумевает нечто другое – но, в сущности, то же самое. В нашей демонстрации это будет Триада Динамики, производящей Цель, например.

Качество любой тетрады в том, что она организует динамику в порядке слов.

Да, у вас есть вопрос?

– Э-э... если бы вместо ленты у вас было цифровое устройство, вы все равно использовали бы его, несмотря на то, что оно не такое органическое, как то, что вы используете сейчас?

Джентльмен спрашивает, будет ли использование цифровой задержки вместо ленточной машины столь же органическим процессом. Я рад этому вопросу. Вы можете встроить его в нашу диаграмму?

Голос из зала: – Ресурсы!

РФ: "Ресурсы." Оттуда и вот оттуда предлагают "ресурсы"; каково ваше предположение.

Ответ неразборчив.

РФ: Оборудование можно рассматривать с нескольких точек зрения. В контексте нашей демонстрации оно может быть ролью, требования которой выполняет Музыкант.

В контексте цифровой механики; существует устройство, продаваемое фирмой Electro-Harmonix, и видел его рекламу в мартовском выпуске "Guitar World". В этой рекламе были такие строчки – я позволю себе их процитировать: "Это чудесное устройство, дающее вам", – я цитирую – "Фриппа-из-коробки".

Смех и аплодисменты.

РФ: Далее в рекламе говорилось, что это устройство делает то же, что делали бы Роберт Фрипп и два ревокса.

Смех в зале.

РФ: В офис мне позвонил джентльмен, который предложил мне машину, делающую все, что написано в рекламе Electro-Harmonix, всего за 500 долларов. Как видите, я остался при двух ревоксах, Фреде Шукмэне и своей гитаре.

У аналоговой системы – ленточной системы – есть то преимущество, что я могу потом проиграть все снова. Я могу даже записать все это на кассету и ездить по проселочным дорогам Уимборна, графство Дорсет, слушая фриппертроники из бостонского "Paradise".

Да?

– Перед началом вы спрашивали, чего мы ждем от вас. А чего вы ожидали от нас? (далее неразборчиво)

РФ: О, здесь несколько вопросов в одном. Первый касается того, чего я ожидал от аудитории, и с помощью его мы постепенно углубились в то, чему я хотел вас научить. Но эти два разных вопроса могут быть связаны между собой, а могут и не быть.

Чего я ожидал? Я ожидал клуба с традициями рок- представления, а не, если хотите, заинтересованного и вдумчивого внимания... (смех в зале, неразборчиво)... соединиться в организованном и продуманном процессе. Я ожидал повеселиться больше, чем в лекционном зале. В то же время я чувствовал, что, возможно, наша концентрация – ограниченная спереди и сзади, с полутора часами между этих границ, что, может быть, наша концентрация поможет... оттянуться немного.

Смех в зале.

Чему я хочу вас научить? Я думаю... я думаю, что это звучит несколько помпезно с моей стороны. Я... я вовсе не собирался ничему вас учить. Если во всех этих идеях для вас есть какая-то ценность – счастлив, но...

Я скажу вам, чего мне хотелось бы от этой встречи. К каждой работе, которую мне предлагают, применяю четыре критерия. Первый: чему я научусь? Второй: позабавит ли это меня? Третий: сколько мне заплатят? (Смех и апплодисменты.) Четвертый: есть ли в этом какая-то польза? И я бы сказал, что учитьс работать с людьми – очень полезно.

Что касается денег – я слышал в зале свист. И раньше, когда упоминалась Индустрия, и она не была связана со счастливым Фредом, тоже раздалось несколько свистков.

Я сейчас читаю книгу, которую начал вчера вечером в "Souper Salad". Вы, вероятно, хорошо знаете это заведение. Ну, так вот, я начал читать книгу под названием "Дар", в которой есть кое-что о работе искусства и о ширпотребе. И я могу соотнести это с вот этой нашей диаграммой.

Самым быстрым образом – существует несколько способов сделать это. Если мы снова посмотрим на нашу диаграмму – крест из Музыки, Музыканта, Слушателя и Индустрии – то представьте себе теперь, что Музыкант заинтересован не в том, чтобы играть музыку, а в том, чтобы зарабатывать деньги. Я сказал бы, что музыкант перестает выполнять свою роль и становится частью Индустрии. Индустрии с ее обратной, негативной стороны. И у нас получается дезорганизованная тетрада – так это можно продемонстрировать. В этой книге – "Дар" – написано, что ширпотреб существует в одном виде работы, а искусство существует в двух: оно содержится и в произведении искусства, и в ширпотребе.

Ранее я говорил, что диаграммой я пользуюсь как синтетическим изображением, с помощью которого можно исследовать отношения в музыкальной индустрии – потому что я заинтересован в том, чтобы быть человеком и профессиональным музыкантом в то же время.

Как можно продавать то, что в такой большой степени является тем, что ты есть? Это вечная диллема. Я думаю, что именно поэтому профессиональные музыканты – позволю себе сказать, что за пятнадцать лет, что я зарабатываю на жизнь различными качествами этого дела и за двадцать пять лет игры на гитаре – что заметил некоторую общность определенного рода между музыкантами, проститутками и стриптизершами. И говорю это вполне серьезно, но не торжественно – что мы тоже продаем нечто, состоящее в нас самих, чужим людям, и тоже часто получаем за это синяки.

– Это касается всех людей искусства?

Касается ли это всех людей искусства... Прежде всего, что такое искусство? Мое определение искусства таково: искусство есть способность перепроживать свою невинность. Таково мое определение. Таким образом, человек искусства это такой человек, который выдает, в сущности, то, чем является, в тех условиях, которые есть.

– Мистер Фрипп!

РФ: Да.

– Искусство есть абстрактная коммуникация.

РФ: Искусство есть абстрактная коммуникация...

– Ну, скажем, просто коммуникация.

– Человеческий опыт.

РФ: Человеческий опыт... Что ж, все это мы можем вывести для себя. Для меня искусство это способность заново испытывать свою невинность – то, чем ты, в сущности, являешься. В контексте моей демонстрации, это относится к полям энергии. Да?

– Роберт, я хотел бы спросить по поводу второй части... В "Musician Magazine"... с помощью Цели... вы упоминали там о какой-то особенности, в которой, вы говорили, сто процентов дают стопроцентную отдачу.

РФ: Не помню, чтобы я такое говорил. Вы не могли бы напомнить, что именно я сказал?

– Вы говорили там о кларнетисте и о...

РФ: О кларнетисте?

– Вы говорили там о двух людях, затребовавших (неразборчиво) концерте Бауи, и вы (неразборчиво) это как шутку. Вы использовали Цель как... вы сказали, что сто

16.05.2008 17:16:24

Всего голосов:  4   
фтопку  1   
культуризм  0   
средне-терпимо  0   
зачёт  2   
в избранное 1   



Логин: * Пароль: *
Текст: *

Комментарии :  6

  • Урюк | e-mail  | www  | статус: автор
распечатать и читать, как хагакурэ каждый день.тем более ,каждому долбойобу мнящему себя музыкантом.
16.05.2008 20:57:43
  • 158advocate | статус: президент
распечатывать надо - с монитора заебёшься читать
17.05.2008 19:00:17
  • Дон Карлос | статус: читатель
Спасибо....Вещь....Повесил на муз.сайте нашего городка с подписью Урюкмея..)))Нашшет долбойобофф)))
18.05.2008 12:37:10
  • Tsura tse tse | статус: автор
\"Как называется твоя группа?\" - сильное высказывание:)))

Прочитала всё. Спасибо!

Фрипп, конечно, это круто, но на Фриппе свет клином не сошелся:) Кинг Кримзон обладает совершенно джяззовым звучанием, и в нем первичнее, конечно же, джяззовое, а не \"Фрипповское\" начало. Потому, к примеру, Jaga Jazzist звучат по-кримзоновски, а издавались в свое время на фанковом лэйбле NinjaTune. Кто-то скажет, что их нельзя сравнивать, я же отвечу, что играть Кримзон во второй раз - бессмысленно и анахронично, зато послушать лупы DJ Food - весьма полезно. Особенно под воздействием каких-нибудь ПАВ (вот вам и будет \"музыка - это не только звук\":)) Это я к тому, что музыки должно быть много и разной, и тогда все будет просто замечательно. \"Следуя за Ним, не поймешь, куда Оно идет\" (с) Лао-Цзы.

Честно, говоря, все-таки Фрипп пусть лучше играет. Высказывания хорошие, но он же не сказал нам ничего нового! Все это уже говорилось где-то когда-то Кем-то, со времен изречения Анаксимандра и до...Пушкина \"Я алгеброй гармонию поверил...\":)))


А вообще, Европа, в которой реально мало людей с высшим образованием, тем и отличается от нас, Евразии, что ежели ты там без гонева, то вроде как ты и не интеллектуал вовсе. Фрипп же считал, что только игра в Кинг КРимзон есть занятие, достойное интеллектуала.

У нас же все гнать горазды (хуле, обязательное образование и поголовная грамотность населения:)).

Еще раз спасибо, весьма познавательно. Но и правда, Урюк, лучше б ты запостил нам что-нибудь СВОЕ:))))))
22.05.2008 14:29:05
  • pevpo | статус: автор
Mне всегда казалось, что рассуждать музыке и музыкантах это удел писателей, критиков и журналистов, ведь у музыкантов уже есть самый совершенный и универсальный язык - их музыка, или я заблуждаюсь?
11.07.2008 11:10:12
  • Урюк | e-mail  | www  | статус: автор
pevpo, там видишь в чем дело.Фрипп он же не просто музыкант он еще и преподаватель. в свою школу он не берёт учить играть на инструменте,он не будет разжевывать элементарное.в его школу приходят профеcсионалы определенного уровня,которым он преподаёт уроки мастерства, оттачивает что уже есть и учит подходу к музыке.
ну и ессно все свои фишки показывает,демонстрирует современные примычи,учит с ними обращаться и прочее.я одного знаю. это гитарист из Н.Новгородской группы "Хронопы"
11.07.2008 11:24:18
 
Смотреть также:
 
Урюк
 
 
  В начало страницы