Шуйский Раздел: Kult-массовый сектор Версия для печати

Подземные дворцы пролетариата

Ровно 73 года назад, 15 мая 1935 года, в 5:30 утра впервые распахнуло свои двери московское метро. Дата не особенно круглая, но информационный повод налицо, ну и вопще, я щщитаю, это отчасти и диггерский празднег :)) Однажды, лет эдак несколько назад, в разговоре с мамой моего друга, дамой весьма прогрессивных взглядов (еще будучи 15-летним, в беседах с ней я познавал азы инакомыслия и противостояния Системе), я был весьма шокирован ее монологом. "Товарищ Сталин построил этим скотам такое невероятно красивое метро, а они теперь его поливают грязью!" - гневно произнесла она. Я воззрился на нее с удивлением - ведь для меня в то время быть сталинистом означало практически то же самое, что быть пидарасом. Но годы спустя я не то чтобы встал на ее позицию, но стал куда глубже понимать истинный замысел совецких метростроителей.

Да, это были беспесды ДВОРЦЫ, "подземные дворцы для пролетариата", как называл их товарищь Кагановичь. Над их созданием работали лучшие архитекторы того времени - Мельников, Чечулин, Душкин, а художественным оформлением занимались лучшие художники - Дейнека, Корин, Лансере... Со всей страны свозились лучшие сорта мрамора, инженеры прямо по ходу строительства придумывали нестандартные технические решения, а юные энтузиасты-комсомольцы без устали вгрызались отбойными молотками в породу...

Сегодня, в день рождения московского метро, я предлагаю вам взглянуть на то, каким оно МОГЛО стать. Да, не все проекты были реализованы, но порой от тех, что остались лишь на бумаге, просто захватывает дух, прямо как от летающих городов конструктивистов двадцатых. Те, кто создавал их, были по-настоящему идейные люди, творцы в самом высоком смысле этого слова. Огромное им спасибо за их труд. А сегодня, когда я по пути на работу поздравлял работников метро с праздником, кассирша мне ответила: "И вас тоже с праздником! Ведь метро - наше общее!" Что ж, вернее и не скажешь.

Наземный павильон станции "Сокольники", архитектор К.С. Мельников. Конструктивизм был уже не в фаворе у власти, а самого Мельникова незадолго до этого буквально заплевали за проект здания Наркомтяжпрома, назвав его "хулиганским".


Проект станции "Смоленская", архитектор Г. Я. Мовчан. По его замыслу, колонны должны были заканчиваться прозрачными святящимися столбами, что должно было зрительно "облегчить" перронный зал.


Наземный павильон станции "Смоленская", архитектор Г. Я. Мовчан. Остекленная верхняя часть павильона должна была служить опорой для мачты со светящимся голубым шаром на конце и неоновой линией по вертикали - Мовчан предлагал такой вариант в качестве опознавательного знака для станций метро.


Проект станции "Библитотека имени Ленина", перронный зал, архитекторы Н. Г. Боров, Г. С Замской. Нельзя не обратить внимание на весьма элегентных дам слева :)


Проект станции "Красные ворота", архитектор И. А. Голосов. Безупречный дорический ордер пришелся не ко двору в пролетарской столице, к тому же в силу сложной гидрологической обстановки в районе строительства станции требовался проект с более мощными опорами свода.


Проект наземного павильона станции "Динамо", архитекторы Я. Г. Лихтенберг, Ю. А. Ревковский. Вот такая футуристическая феерия могла находиться на месте павильонов, построенных Чечулиным в античном стиле.


Проект станции "Аэропорт", архитектор Б. С. Виленский. Также тяготеет к Ар Деко, как и реализованный вариант, который лично мне нравится даже больше.


Станция "Электрозаводская", интерьер наземного вестибюля, архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин. В итоге, как мы знаем, все вышло куда скромнее.


Проект станции "Завод имени Сталина" (ныне "Автозаводская"), архитектор Г. Т. Крутиков. Статуя вождя народов прилагаеццо.


Проект станции "Завод имени Сталина", архитекторы И. Г. Таранов, В.С. Андреев.


Проект станции "Стадион имени Сталина" (ныне "Партизанская"), архитекторы Ю. Н. Шевердяев, В. С. Андреев. В декоре колонн угадываются египетские мотивы.


Проект станции "Стадион имени Сталина", архитектор В. М. Таушканов. Особенно впечатляет арочная галерея справа.


Проект станции "Стадион имени Сталина", архитектор В. М. Таушканов. В этом варианте в качестве колонн фигурируют перевернутые башни Шухова. Масштаб сооружения просто поражает.


Проект станции "Стадион имени Сталина", архитектор В. М. Таушканов. Здесь станцию должен был освещать дневной свет через проемы между колоннами.


Проект станции "Стадион имени Сталина", вид на перрон из эскалаторного зала, архитектор Б. С. Виленский.

02.06.2008 12:48:34

Всего голосов:  5   
фтопку  0   
культуризм  0   
средне-терпимо  0   
зачёт  3   
в избранное 2   



Логин: * Пароль: *
Текст: *

Комментарии :  1

  • Урюк | e-mail  | www  | статус: автор
вот это полезно и познавательно
02.06.2008 13:58:15
 
Смотреть также:
 
Шуйский
 
 
  В начало страницы