Шуйский Раздел: Kult книги Версия для печати

Компьютерная игра в 400 страниц



Когда в начале девяностых я прочел антиутопию Александра Кабакова "Невозвращенец", один фрагмент из описываемых им жутких будней пост-совецкого мира особенно запал мне в душу. Там рассказывалось, как главный герой спускаеццо в наполовину заброшенное, недействующее московское метро. Эскалаторы не работают, на станциях спят на картонных подстилках бомжи, а по тоннелям носятся поезда с зажравшейся элитой, превратившей вагоны в своего рода ночные клубы с телками и коксом. Эпизод был совсем короткий, но, как щяс говорят, знаковый. С тех пор мне в голову время от времени приходили литературные видения - мысленно развивая тему, я фантазировал, как в неком постапокалиптическом будущем тоннели метро станут ареной жестоких битв за выживание. Виделись мне мрачные спецназовцы, вооруженные до зубов, и анархисткие отряды с разномастным оружием, и алчные мародеры, и жестокие расстрелы... Но чукча не прозаек, чукча публицист, и посему все эти фантазии так и не обрели своего текстового воплощения. Но, как говорил Тайлер Дерден, "вы не уникальны, ублюдки, неповторимая красота снежинки - это не про вас". То, что пришло в голову одному человеку, вполне могло помыслиться и другому. А если этот другой еще и вовремя подлизал жапцо великому книгоиздателю современности Косте Рыкову, то его досужие мысли вполне могли превратиццо в полноценную книгу. Впрочем, говоря "полноценную", я имею в виду лишь качество полиграфии (хотя за разные межбуквенные интервалы в рамках одной полосы верстальщика надо пиздить ногами, это я вам как профессиональный редактор говорю). Что же касается самого текста...

Уж простите, но по редакторской привычке я всегда начинаю с качества русского языка. Мне уже очень многие (в том числе Любимая, моя умничка, чье мнение я ценю превыше всех прочих) доказывали, что язык - не самое главное, была бы, дескать, мысль пиздатая изложена. Хуй там. Если хотите, это уже профессиональная деформация мозга - читая ЛЮБОЙ текст, будь то пост в жожо или литературное произведение, я всегда машинально отмечаю грамматические ошибки. Так вот, русский язык у Глуховского вполне неплох. По крайней мере, он владеет им куда лучше, чем ебаная чюрка bagirovБагиров или необразованный бездарь amigo095Амига. Правда, язык Глуховского - это все же не литературный русский. Как и почти вся наша современная проза, книга написана разговорным языком. Кто-то считает это достоинством, я же полагаю недостатком, хоть хуями меня по щекам бейте. Есть и мелкие баги по части благозвучия, но на них я останавливаццо щяс не буду. Дебют, хуле, простительно. Мошт, потом мастерство и придет. А мошт и нет.

Едем далее. Как говорил другой великай пейсатель современности, Вова Гонег, "если афтор песдит в деталях, четатиль ему не поверит, ибо естли напесдел по мелочи - песдишь и в главном". Вот знаете, в Голливуде серьезные режиссеры, когда снимают картины на военную тематику, приглашают консультантов, штобы не налупить лажи, в которую все, кто может отличить револьвер от пистолета, будут тыцать пальцем и весело смеяццо. А юноша Глуховский взялсо за описание военных действий (к тому же, весьма специфических) и, по всей видимости, даже не удосужилсо побеседовать с компетентными людьми. Афтор путает автоматный рожок и пистолетную обойму, пламегаситель называет "раструбом" и заявляет, что на АКС он вместо (!) ствола, бу-га-га (два раза). Ну, потом идут фантазии о лазерном целеуказателе на том же АКС (такова в природе не бывает), или перл про прибор ночного видения, надетый ПОВЕРХ противогаза (бу-га-га один раз). Но и это вощемто мелочи, которые при известной доли снисходительности можно простить. Куда забавнее получаеццо, когда юноша Глуховский касаеццо тактики проведения спецопераций. Что это за супер-герой, который ходит везде в одиночку, к тому же тяжело нагруженный аммуницией? У него и огромный баул, и ручной пулемет, и несколько металлических коробок с лентами к нему. Пиздец, я плачу слезами незамутненного щастья, когда представляю себе такое пугало, которое, кряхтя, с трудом ползет по тоннелю, волоча на себе всю описанную выше паибень. По сюжету этот герой таинственно гибнет, но я вам могу прямо щяс лехко рассказать, как именно это произошло, бу-хы-хы. Сначала его пизданули сзади ногой в спину, он с грохотом ебнулсо, а пока пыталсо выбраццо из-под своего сраного баула и мудацких коробок с пулеметными лентами, его пару раз ахуячили арматуриной по еблу, тут-то он волею божию и помре :)))))) Также я очинь смиялсо, когда аффтор начал, весьма типично для песатиля-новичка, "путаццо в показаниях". Вот у него герой едет на дрезине, но через пару абзацев уже "Артем вновь погрузилсо в свои размышления и шагал...". Слез штоле, сцуко? Нет, нихуя, в следующем абзаце читаем: "Артем бросил рукоять дрезины". Мистика какая-то, человек силой мысли меняет способ передвижения с лехкостью. Возвращаясь к нашему "одинокому горе-пулеметчику", отмечу, что у Глуховскава вопще все, кто типо самые крутые сталкеры, ходят с ручными пулеметами. Я хуею. В армии мальчег точно не служил, там бы ему рассказали, что пулеметчики действуют ТОЛЬКО в составе подразделения и НИКОГДА в одиночку. Угандошить ОДНОГО бойца с пулеметом - как два пальца обоссать, но афтор исходит не из военной тактики, а из логики компьютерых игр, где пулемет считаеццо очинь песдатым оружием, и патронов можно носить с собой до жепы, ни разу не соразмеряясь с физическими возможностями бойца, успевай тока нужные иконки собирать :))

Нащет митро. Сразу видно, что в отличие от упомянутава Гонега, который в митро лазил, юноша Глуховский там толька ездил. Не буду никого утомлять описанием технических деталей, кому надо - те и так все поняли, прочетав книгу. Залупой пахнут и измышления афтора об М-2, но и это, как гриццо, его священное право как песателя - песдить столько, сколько он щщитает нужным :) Куда смешнее его откровения в послесловии, где Глуховский от первого литса пересказывает мудацкие байки про ГО-42 и совсем уже дебильные сказки про ахуительные подземелья под МИДом. Диггерчеги, я полагаю, очинь смиялись :))

А свою полнейшую безграмотность в биологических вопросах (все описанные в книге "мутации" - полный бред с научной точки зрения) Глуховский в интервью пытаеццо оправдать очень забавно - "дескать, эльфов, вона, в природе не существует, никто же не ругает Толкиена за это? Для меня детали, типо, не важны, я вопще притчу писал, а не научную фанастику". Ага-ага, епте, мы прямо кипятком сцым. Да и хуй бы с ними, с мутациями - в социальных вопросах афтор "плавает" точно так же, а еще журналист-международник. Ежу понятно, что всего за двадцать с небольшим лет общество НЕ МОГЛО деградировать настолько, чтобы появились описанные в книшке социальные группы - сектанты, троцкисты, сотонисты и проч. Америки тут автор нихуя не открыл - есть же прекрасная книга Роберта Хайнлайна "Пасынки вселенной", где все это уже было описано: и мутанты, и возвращение к феодальному строю, и смещение социальных ценностей. Но у Хайнлайна все это произошло на протяжении нескольких поколений, как и должно было произойти. А тут все просто: хуяк-хуяк, война случилась, и не успели даже умереть те, кто застал мирные времена, как и мутанты полезли самые разные (бля, ну почему в Ботаническом саду-то, они че, из растений мутировали штоле, что за ебаническое межвидовое скрещивание?), и социальный строй рухнул ну просто сука в одночасье.

Тема ебли и сисек. Тема беспесды печальная. Тоисть ее вопще нет. Как любофь, так и сопсно размножение оставлены фпизду за кадром. По закону жанра в книге полагалась любовная линия, но хуй там. Главный герой - инфантильный апсос, несмотря на то, что ему "за двадцать", своим уровнем развития он напоминает 14-летнего подростка (бля, чуть не написал "в бейсболке", гыыы). Стало быть, ему телки положены тока в поллюционных снах, но их нет даже там! Как и женских персонажей как таковых - бабы в книге тока тихо шуршат на заднем плане, приготовляя пищу, или жалобно вопиют в случае опасности. Единственный эпизод, где тема ебли фигурирует хотя бы косвенно - это отвратительная сцена с деццкой проституцией, которая должна вроде как иллюстрировать тезис о тотальном упадке нравов среди людей, живущих в пост-ядерном мире. Но в таком контексте она заставляет задумаццо совсем о другом - а не аццкий ли афтор педофил? :))))

Мистика в романе самого скверного пошиба. Увлечение Маркесом и Кортасаром нихуя не пошло Глуховскому на пользу - всем этим "поющим" трубам и призракам мертвых место только в покет-буках, а не в нормальной, качественной фантастике. Равно как и притчевый смысл, на котором столь рьяно настаивает аффтор. Война - это очинь плохо, мы и так знаем, а больше нихуя нового он и не сказал, по всей видимости, ввиду полного отсутствия каких-то мыслей в голове.

Ну, и наконец, резюме (те, кто дочитал до этого места - мои самые преданные четатили, я вас всех люблю, позвольте также поблагодарить мою семью и всех, кто помогал мне в работе, гыыы). Все, что я написал выше - по большому, по гамбургскому счету, вощемто, мелочи, посрать на них бальшой кучей. Самая главная хуйня тут вот в чем. Уже к середине романа у меня возникло ощущение, которое к финалу превратилось в железобетонную уверенность - я на самом деле не четаю книгу, а ИГРАЮ В КОМПЬЮТЕРНУЮ ИГРУ. В квест, ебена мать. И сразу все встало на свои места. И персонажи, и игровая логика, и карта на последней странице обложки, и четкое построение событий по эпизодам (ака уровням). Как сказал мой друг децтва, ныне песатиль-фантаст (тока у него вышло уже семь книг, а не одна конъюнктурная шняжка) - щяс именно такая литература востребована больше всего. Качественный русский язык, нетривиальные мысли, правдивость в деталях, реалистичные мотивации героев - да шли бы они все нахуй! Это щяс никому не нужно. Пипл, типо, хавает. К тому же, несомненный плюс у книшки есть. Любой, кто запоем играл в компьютерные игры, хорошо знает, как можно сесть "поиграть буквально часок, вот только пройти этот уровень", а встать с кресла в 6 утра с ватной головой. Так вот, книшко здорово затягивает, ее читаешь, читаешь и оторваццо не можешь. Но и мыслей в голове, в точности как после многочасового марафона в какой-нибудь 3D-шутер, не остаеццо абсолютно никаких.

04.06.2008 15:38:10

Всего голосов:  4   
фтопку  0   
культуризм  0   
средне-терпимо  0   
зачёт  4   
в избранное 0   



Логин: * Пароль: *
Текст: *

Комментарии :  9

  • Урюк | e-mail  | www  | статус: автор
отличная рецка.хуле.профессионал
04.06.2008 19:39:33
  • Урюк | e-mail  | www  | статус: автор
я вот одного не пойму.почему уважаемые посетители каментят панду пачками,а на толковые крео -забивают.ну чем плох курдистан свежего или отчот Пузо о Копейкине? не понятно.
04.06.2008 21:12:35
  • Tsura tse tse | статус: автор
Ну бля же Урюк, афтар настоко профессионален, что ему достойно беседовать тока с собой, равных ему тута нет, вот все и молчат, штобы не показаца дилетантами в вопросах, ф которых не соображают нихуя. Вот што я например соображаю в отличия раструба от АКС? Да ничего! И што мне теперь, создавать видимость понимания и поддакивать подбородком? Потом мне как-то крышу сносит наличие смайлов в тексте. А в целом - шарман, шарман конечно же! Отличная современная рецка. Тьфу то есть своевременная.
04.06.2008 21:18:53
  • 158advocate | статус: президент
а я книжки стараюсь не читать
голова от них болит
04.06.2008 22:46:28
  • Tsura tse tse | статус: автор
Ну а если по сабжу. Так девяносто процентов современной литературы выглядят как компьютерная игра. И это не хорошо и не плохо. Это просто время такое, в которое появились новые литературные жанры: компьютерная игра, фанфик к ней, пиздеж на форуме, скрипт и макрос Microsoft Word.
05.06.2008 10:22:17
  • Урюк | e-mail  | www  | статус: автор
ага ага тцура,а потмо =общепит= и парк развлечений.вершина монетизации проэкта.
05.06.2008 11:17:02
  • Tsura tse tse | статус: автор
Што поделаиш Урюк! Нравы падают...
05.06.2008 11:57:24
  • Алекс1 | e-mail  | статус: критик
Ну чё тут коментировать... г.Шуйский так это не спеша, с расстановкой, со знанием дела, раздел бедного мальчика до вчеммамародила. Причем г.Шуйский сразу предупредил, шо о теме сисек писек писать тоже низя. Потому, что мальчик не в теме есчё.Так, что мыслей лично у меня полно. Но боюсь быть внянутым в педофильный конфликт с Димкой.
05.06.2008 15:11:11
  • Вильгельмина Ардолионовна Бздынь | статус: сочувствующий
Рецензия суперская, но книжка - откровенное фуфло. Псевдофантастическая туфта с налетом интеллектуальности. Хотя, многим нравитсо...
30.01.2009 00:37:18
 
Смотреть также:
 
Шуйский
 
 
  В начало страницы