Шуйский Раздел: Kult-массовый сектор Версия для печати

Hard as Iron.

Несколько лет назад гостил я у дружище Погава на Нижегородщине. Я в то время изрядно убивалсо по абандону, и в поездку соблазнилсо рассказами Погава об удивительных объектах типо заброшенного мясокомбината с кучами костей :)) Приехал, поснимал, побухал. Сохранились даже говнофотки, но я на них сейчас смотрю с изрядной долей скепсиса. Впрочем, был среди тех фотосессий один объектик, который неожиданно заинтересовал меня годы спустя. Это один из случайно сохранившихся корпусов Выксунского металлургического завода, градообразующего предприятия с многовековой историей. Я провел некоторую поисково-аналитическую работу, и в какой-то момент сам ахуел от того, насколько интересные весчи выяснились в результате. Изначально я напесал это текст исключительно ради собцтвенного удовольствия, для блога, но затем он в причесанном виде вышел в одном журнальчеге. Ну, а теперь наконец-то фтыкаем в uncensored-креотив и фотке!

Как я уже неоднократно повторял, все в наше время – лишь вопрос пиара. Имя Ванько Демидова знакомо каждому, кто в школе хоть раз открывал учебник истории. А вот имена братьев Баташовых (далее – братков) канули в лету, между тем как Демидов просто мелкий лабазник по сравнению с их мощными фигурами, зримо выделяющимися на бескрайнем полотне истории России.

У знаменитава русского историка Ключевского четаем такие строки: «железное и горное дело Петр I поручил тульским кузнецам Баташову и Демидову». Иван Тимофеевич Баташов, бывший казенный (т.е. находящийся на госслужбе) кузнец воспринял план Путена Романова не как пустопорожний популистский песдеш, а как руководство к действию, и к концу своей карьеры оставил сыну Родиону три небольших завода под Тулой. Тот продолжил стадию первичного накопления капитала, но когда предприятие отошло к его сыновьям, Ивану и Андрею Баташовым, их семейный бизнес постиг тижолый удар: в 1754 году матушка императрица Елизавета повелела закрыть нахуй все заводы, находящиеся на расстоянии менее 200 верст от Москвы. Сделано это было дабы попытаццо сохранить лесное богатство нашей Родены, ибо алчные промышленники в погоне за наживой бросились со страшной скоростью вырубать зеленые насаждения, и при таких темпах в московской губернии уже через пару лет даж посрать присесть куста бы не нашлось.

Братки Баташовы горевали недолго. Мысленно послав царице луч кровавого поноса, они собрали котомки и попесдовали на поиски новых залежей железной руды. Искомое нашлось в бассейне реки Оки. Первый завод был заложен в 1755 году р. Унже близ села Ермолова, а в начале 1760-х в рамках расширения производства у мордвы, проживающей на слиянии речек Большой и Малый Выксун, был приобретен изрядный земельный участок. Туземцам, как я полагаю, заплатили стеклянными бусами и огненной водой, а тех, кто был недоволен такой коммерческой сделкой, без лишних слов поубивали к ебаной матери и скормили свиньям.

Тут в нашем историческом повествовании надо сделать небольшое лирическое отступление, чтобы чуть подробнее рассказать о личностях Андрея и Ивана Баташовых. Люди это были простые и суровые, из крестьян, в политесах там всяких не разбирались, но дело свое знали крепко. Вот как описывал старшего, Андрея, его современник, песатиль Мельников-Печерский: «Поташов в короткое время скопил несметные богатства умом, трудом, неистовой силой воли, а также темными путями. Андрей не признавал ни закона, ни правил». Братва и есть, хуле :) Зато младший, Иван, был по другой части: ему не было равных в тех случаях, когда нужно было подмазать нужного человечка, дабы получить выгодный госзаказ (без откатов тут, самоса, не обходилось, хыхы). Вот как характеризовали его: «Был человеком нрава скромного, умелый и честный, хотя не без хитрости».

Итак, в 1765 году был без излишней помпы открыт Верхне-Выксунский металлургический завод, двумя годами позже в километре от него построили Средний завод, а в 1768-м у нижней плотины реки Выксунки – Нижний завод. И понеслось гавно по трубам! :))) Иван Баташов тусил в Маскве, добиваясь подрядов, а Андрей рулил на местах. Выксунские заводы выпускали все, что можно сделать из железа – от вилок и иголок до пушек и ядер. В последнем случае делу весьма способствовала внешняя политика России: войны с Турцией, Францией и Пруссией обеспечивали братков регулярными заказами. К началу XIX века металлургические заводы Баташовых были крупнейшими в России (Демидов тихо сасал в сторонке, бугого). На производстве внедрялись самые передовые технологии. Так, в 1815 году мастеровыми Лукиным и Яковлевым была построена паровая машина, которая впервые начала применяцца в металлургии, а в 1823 году на заводе собрали двигатель для первого в России парохода. Продукция выксунских заводов славилась на весь мир - на международных выставках в Лейпциге и Париже, в Турине и Милане, Москве и Казани она получала дипломы первой степени. А самих Баташовых даже называли «русскими Круппами».

Дела шли просто заебато. В 1783 году братьям пожаловали потомственное дворянство, причем оформили его, ничтоже сумнящеся, как «восстановление в первобытном дворянском звании» (прадеды-крестьяне вертелись в своих гробах как пропеллеры, мугага). В Выксе был построен роскошный дом, в котором насчитывалось сорок комнат. На втором этаже все они были парадными: три гостиных, китайская комната, итальянская и портретная, столовая и зал для балов. Рядом с особняком располагалсо большой пруд, окруженный лесом, а позади дома был расположен липовый парк, который планировался по образцу Люксембургского сада в Париже (не хуй собачий, епт!). В конце липовой аллеи стояло здание крепостного театра, где каждое воскресенье давали спектакли. Были в парке и оранжереи. Они отапливались с помощью дров круглый год, в них выращивали тропические растения, фрукты и цветы. Ананасы, абрикосы и клубнику поставляли ко двору Екатерины II к Рождеству и на Пасху. В зверинце жили олени, лоси и дикие козы. На краю сада располагался “павлиний павильон”, где содержались редкие птицы. Не забывали и о жизни духовной – практически все храмы и монастыри в Выксе построены на деньги Баташовых.

О братках ходило множество баек, сплетен и легенд, изрядная часть которых была традиционно связана с якобы построенными подземными ходами, которые вели от усадьбы Баташовых к театру, доменной печи, Рождественской церкви и даже к берегу Оки. Как обычно, всю эту хуету выдували из залупы граждане, нихуя не знакомые с методами подземной проходки. Но эти легенды долго не давали покоя любопытным прото-диггерам, и поэтому уже в совецкое время, сразу после Гражданской и в тридцатые годы прошлого века энтузиастами были предприняты попытке отыскать Митро 2 эти самые ходы. Нихуя, разумеецо, они не нашли (почему я не удивлен?), окромя нескольких камер тайной подземной тюрьмы с чугунными кольцами в стенах (это для тех, кто многа песдил и вопще мешал спокойно работать, хыхы), и остатков чугунной винтовой лестницы, по которой Иван Родионович водил к себе бапп с целью ебли.

В 1821 году, после смерти Ивана Баташова (браток Андрей отправился к праотцам еще в 1799-м) заводы переходят к его внукам под опекунское управление генерал-лейтенанта Д. Д. Шепелева. Тот старался как мог, и небезуспешно – бизнес рос и ширился. А вот его сын Иван после смерти отца в 1841 году был горазд лишь пиздаболить, хлестать лафит по кабинетам и тискать за сиське кафешантанных певичек. Вкупе с общим социально-экономическим кризисом в России это привело к упадку производства на Выксунских заводах. Обеспокоенные наследники с большим трудом выпиздили растратчика и мота Ивана Шепелева из директорского кресла и назначили опекунский совет. С 1846 года опекуном стал находившийся в родственных связях с Шепелевыми артиллерийский полковник В. А. Сухово-Кобылин. Но и это не дало нужного результата - состояние дел на заводе становилось все более тяжелым, производство сокращалось, опекунство переходило из рук в руки. Сначала заводы попали в руки купчинам, в 1865 году через государственный аукцион были проданы английским акционерам, а в 1881-м – баварскому подданому Лессингу. Немчура со свойственными его нации аккуратностью и настойчивостью принялся восстанавливать почти похеренный бездарным менеджментом бизнес. Он вкладывает в предприятие 2 млн. рублей; по его приказу меняют устаревшее оборудование; модернизируют технологический процесс; строят заводские корпуса; устанавливают новые машины. Неходовые виды продукции заменили имеющими широкий сбыт, в результате чего заводы стали получать большие заказы, особенно на котельное железо и прокат для железнодорожного строительства. Заводы Выксы, Вили, Досчатого в 1894 году были соединены между собой железной дорогой на конной тяге, что улучшило транспортировку сырья и готовой продукции.

Очень жаль, что история не терпит сослагательного наклонения – а то можно было бы пофантазировать, как Выксунские заводы стали бы крупнейшим частным предприятием в России, а их владельцы – беспесды олигархаме. Но XX век все расставил на свои места. После начала Первой мировой войны правительство наложило на владение Выксунскими заводами государственный запрет, и их передали Управлению шоссейных дорог Министерства путей сообщения. Что было дальше – все знают. Революция, национализация, кухарки управляют государством, бездарные репортеришки становяццо министрами культуры, а уличные сапожники руководят крупнейшими предприятиями… Как бы то ни было, на текущий момент Выксунский металлургический завод остается одним из крупнейших в России, в наши дни он выпускает шестьдесят процентов колесных пар для наших железных дорог, половина страны выстлана рельсами его производства. А благодарные потомки, которые по случаю 245-летия завода вспомнили об его основателях, в 2007-м поставили у главной проходной завода памятнег браткам Баташовым. Это, конешно, очинь мило, но лучше бы они восстановили находящийся в полуразрушенном состоянии старинный корпус, и сделали бы там, например, музей.

Прежде чем фтыкать в фотке, особо отмечу, что здание бесхуйни уникально - это реальный XVIII век, в отличие от останков Нижнетагильского металлургического завода, что постил

, или ебургских заводов Демидова - в обоих случая в кадр попали строения и механизмы второй половины XIX века.

За 250 лет корпус ушел в землю и сильно зарос деревьями и кустами.


Старые стены осыпаются от времени.


Это чугунные стяжки - их в то время делали для укрепления стен в производственных помещениях.


Остатки стяжек.


Вид корпуса с другой стороны.


Внутри. По контуру хорошо видна линия сводчатой кладки потолка. В центре - одна из сохранившихся стяжек.




Одно из внутренних помещений. Хорошо видна кованная чугунная решетка на замурованном окне.


Дестрой и хабар внутри.


Выксунский особняк Баташовых. До его реставрации руки уже дошли.


Не могу не сказать и про московский особняк Ивана Баташова – беспесды, один из самых впечатляющих памятников русского классицизма. Он был построен в конце XVIII – начале XIX века под руководством самого Осипа Жилярди, а это, как известно, не залупа конская. Комплекс усадьбы состоит из главного здания за парадным двором, двух флигелей, церкви (построена в 1899 году), служебных построек и сада. Здание имело декоративную лоджию и галерею, с которой открывался ахуительный вид на парк в сторону Яузы. Это единственная городская усадьба, сохранившаяся после пожара Москвы 1812 года. Как песдит народная молва, во время пребывания в Москве французов в усадьбе располагался штаб маршала Иоахима Мюрата, и якобы из уважения к родственнику Баташовых, прославленному русскому генералу Милорадовичу, Мюрат нарушил приказ Наполеона и не взорвал усадьбу к ебаной матери. Сказочка красивая, но чето на гонево суко больно похожа. В 1866 году в усадьбе была размещена Яузская больница для чернорабочих, бамжей и прочих люмпенов, а в совецкое время - городская клиническая больница, известная под названием "Медсантруд". Сейчас это городская больница №23. Ну, и раз через всю статью контрапунктом проходит тема сравнения с Демидовыми, добавлю от себя, что их московский особняк в Большом Толмачевском переулке - просто сранай сарай в сравнении с величественным домом Баташовых.

Главный вход в усадьбу на Радищевской улице.


Впечатляет, правда? Суко, его даже в кадр не возьмешь целиком!


А это фото начала XX века, снятое предположительно с баллюстрады памятника Александру II в Кремле (ныне снесен). Кружком обведен особняк Баташова.

22.07.2008 20:50:13

Всего голосов:  3   
фтопку  0   
культуризм  0   
средне-терпимо  1   
зачёт  2   
в избранное 0   



Логин: * Пароль: *
Текст: *

Комментарии :  4

  • Урюк | e-mail  | www  | статус: автор
зоебись,броза! отличный экскурс.тем паче не знал, что мои любимые паравозы бегали по рельсам братков и на колесах братков:)
22.07.2008 21:04:01
  • Лукъян | статус: поэт
Пиздата.
В медсантруде пил.
23.07.2008 09:28:26
  • Р.К. | e-mail  | статус: автор
Шуйский традиционно жжот! Что правильно.
23.07.2008 13:04:40
  • Максим Бланк | статус: автор
фотки зачотные, особенно мне, как любителю руин, весьма
25.07.2008 04:57:18
 
Смотреть также:
 
Шуйский
 
 
  В начало страницы