Anatoliy Раздел: Kult личности Версия для печати

Это наша с тобой биография. Глазами современника: Днепродзержинск

ЭТО НАША С ТОБОЙ БИОГРАФИЯ


ПРЕДИСЛОВИЕ

Всё во вселенной находится в такой связи, что настоящее скрывает всегда в своих недрах будущее, и всякое данное состояние может быть объяснено естественным об-разом лишь из непосредственно предшество-вавшего ему состояния

Г.В.Лейбниц

Уважаемый читатель, перед тобой книга, в которой изложе-ны взгляды и оценки событий нашей почти семидесятилетней ис-тории глазами и умом человека моего поколения, жившего в том времени, бывшим одним из тех простых советских людей, кото-рые составляли около 95 % населения нашей ещё недавно единой и могучей державы.
Хочу подчеркнуть, и считаю это принципиально важ-ным, что оценка событий из личной жизни и жизни страны сде-лана с позиций, а возможно и идеалов, того времени. И хотя эта книга пишется тогда, когда автору стало многое известно о скры-тых и тайных рычагах многих событий, но мнение его практиче-ски не изменилось в оценке, сделанной во время их свершения (после своего совершеннолетия). Судить о событиях нужно по нормам того времени, когда они совершаются!
Например, служба в армии — уклонение от призыва в 1941 году (да и в 1953 году) и в настоящее время.
Сейчас основная масса молодёжи старается „закосить” от призыва и это считается почти нормальным, обсуждается в прес-се и в телепередачах. И даже старшее (моё) поколение считает: “раз у нас такая армия и там такие порядки, то и “нехай” — сумел уйти от службы — молодец!”
А в 1941—1945 годах? Мы-то знаем как поступали с дезер-тирами. А для молодёжи: поймали — это штрафбат или рас-стрел. Но такова была не только оценка государства. Такой была и оценка людей: „что же ты, гад, делаешь?” Это и позор семье (жена, дети, родители). Последнее действовало не меньше, чем трибунал. И не случайно на призывные пункты шли все, шли да-же те, кто по закону мог туда не идти. Заявления писали и те, у кого была „бронь”.
Не так давно (2001 год) у нас в университете в гостях был известный математик, академик АН СССР Н.Ф. Никольский (ему было 96 лет, но абсолютно ясный ум). Ранее (в 1929 году) он ра-ботал у нас в вузе преподавателем.
Из его воспоминаний перед моими коллегами (я был тогда ректором) и студентами мне запомнилось: „Все мы (сотрудники АН СССР и даже те, кто имел „бронь”) рвались на фронт, писали заявления с просьбой отправить нас на фронт. И когда это явле-ние стало массовым и с нами, академиками, „мозгами страны”, не мог справиться даже Л.П.Берия (!), сообщили, что вечером к нам приедет И.В.Сталин.
Около 20.00, когда мы все сидели в зале, вошёл Сталин, поднялся на сцену за трибуну и сказал примерно такие слова: „Вы знаете, что сейчас я очень занятый человек, но я у вас. Пре-дупреждаю, если ещё будут подобные заявления, вы будете рабо-тать в другом месте, но уже бесплатно. Лаврентий, проследи! До свидания”.
Больше заявлений не было. Но то, что они были до встречи, и это из АН СССР (!), не приходится сомневаться.
Или, например, следует ли считать “вояків УПА” (украин-ская повстанческая армия) участниками Великой Отечественной войны? И следует ли их наделить теми же льготами, что и вете-ранов войны — воинов Красной Армии?
Во время войны и сразу после сама постановка такого во-проса была кощунственной. Всем было ясно, что все “вояки УПА” были гражданами СССР (не Польши, не Венгрии, не Чехо-словакии и т.д., хотя некоторые из граждан других стран и встре-чались), которые уклонились от своего священного долга — за-щищать свою державу
Эти молодые и тогда здоровые люди — дезертиры, которые сбились в крупную стаю и защищали они свою шкуру. Но тогда, как и во всякой войне, были две воюющие стороны — гитлеров-ская коалиция (Германия, Венгрия, Италия, Румыния, Испания и др.) и антигитлеровская коалиция (СССР, Англия, США, Фран-ция) и с каждой стороны противостояло около 4 млн. солдат.
Об этом говорит в своём трёхтомнике “Вторая мировая вой-на” У. Черчилль — человек, который видел эту войну с большой международной высоты, высоты птичьего полёта, высоты госу-дарственного деятеля, а не через бруствер своего окопа, не с ко-мандного пункта командира дивизии, и даже не со штаба коман-дующего фронтом, — он видел две воюющие стороны.
Да и здравый рассудок говорит о том, что в драку гигантов вмешаться третья сторона (УПА), которая по разным данным представляла 0,5—1 % от состава действующих армий, без тяжё-лой техники (авиации, танков, тяжёлой артиллерии и т.п.) не могла. Она могла лаять (“ай, Моська, знать она сильна, что лает на слона”) и даже кусать, когда гигант занят дракой. На УПА не обращали особого внимания, и она воевала в основном с мирным безоружным и запуганным населением.
Но если испанская „голубая дивизия”, которая воевала на стороне гитлеровской Германии, и последняя признала это (да и как не признать!), что так и было, и её, ещё живые воины, полу-чают пенсии и пособия от Германии, которая от них не отказа-лась, то наши соотечественники (УПА) хотят получать и пенсию и льготы от державы, против которой они воевали, которая является правопреемницей УССР (т.е. блока антигитлеров-ской коалиции), и никогда от этого не откажется: ни от членства в ООН, ни от территории (земли), её богатств и т.п.
Думаю, что сразу после войны, а может и чуть позже, Гер-мания не стала бы отрицать очевидное, что в составе вермахта была дивизия СС “Галичина” (всё руководство — только немцы) и другие “украинские соединения”, да и “вояки УПА” тоже дей-ствовали по их указке. Вот тогда — вы, как участники Второй мировой, и получайте свои льготы от Германии (стран гитлеров-ской коалиции).
Сейчас же в этом вопросе, совершенно ясном для людей моего поколения, как и ясном для всё ещё живых воинов Красной Армии, которые освобождали от фашистов эту часть Союза (За-падную Украину), напущено столько тумана, беспардонного и наглого вранья, что для молодёжи нужно этому вопросу уделить особое внимание, что я и сделаю ниже. Это тем более необходи-мо, так как в 1947—1948 гг. (три года спустя после окончания войны) разгул “бандеровщины” ощутил на себе, когда я учился в Степанской средней школе (Ровенская область) и сам видел “дея-ния” этих “ночных рыцарей”, которые с топором, удавкой и “красным петухом” воевали с безоружной инакомыслящей ча-стью своего народа, которая устала от войны, от поборов этих так называемых борцов за “незалежність України” и хотела про-сто работать, растить детей и жить, а какая будет власть — им бы-ло всё равно. Но они также видели, как лютует затравленный и го-лодный зверь — национализм (местный фашизм). Но этих “рыца-рей удавки, ножа и топора” даже нельзя сравнить со зверем, тот убивает из физиологической необходимости, а эти нелюди — ради удовольствия глумились над своими же соотечественниками — украинцами, которые не хотели думать и действовать по запро-граммированной фашистами для них инструкции.
Таким образом я только на двух примерах показал, что со-бытия должны оцениваться по нормам того времени, когда они происходили, и по нормам и законам той державы, в которой мы жили, как жили и “вояки УПА”, которые теперь с экрана телеви-зора часто делятся своими искажёнными под сегодняшних “лю-бих друзів” воспоминаниями о “героическом прошлом”.
Дезертиры страны Советов пытаются “просочиться”, на-гло лезут в среду ветеранов Красной Армии, которых, безуслов-но, так же как и раньше, они ненавидят лютой ненавистью. Но им нужен статус участников Великой Отечественной войны, и тогда они уже не дезертиры, а герои, “які закладали підвалини ниніш-ньої держави”. Об их “геройствах” можно прочесть в межгосу-дарственном издании “Нюрнбергский процесс” во втором и седьмом томах.
Но пока живы ещё ветераны ВОВ и мы, их дети, мы не да-дим глумиться над памятью погибших и не устанем повторять правду об этих событиях своим детям и внукам.
В этой книге будет показано восприятие войны детскими глазами и нашу зависть старшим братьям, которые уходили на фронт. Здесь сделана также попытка объяснить и синдром побе-дителей, людей, выигравших войну, когда команда московского “Динамо”, в составе которой были и фронтовики, едет на родину футбола в Англию, и в играх с профессионалами, слышавшими о войне только со сводок, — побеждает.
Когда на первой для нас (СССР) послевоенной Олимпиаде (Хельсинки, 1952 год) первую золотую медаль в соревнованиях по штанге приносит Иван Удодов, которого ещё совсем недавно воины Красной Армии на руках вынесли из освобождённого концлагеря, который весил 28 кг и не мог сам ходить. А позже наш земляк, родом из г. Никополя, тоже узник концлагеря, гим-наст Виктор Чукарин (весил 48 кг) выигрывает подряд две олим-пиады! Он получил 2/3 всех медалей по спортивной гимнастике. И таких примеров ещё будет много.
Можно было бы говорить и о трудовых подвигах, они были массовыми. Да, народ-победитель не хотел и не мог долго жить в разрухе. И мы видели, как на глазах „придавили” после-военный бандитизм (1946 год). Кинофильм „Место встречи из-менить нельзя” — это о нём. Как на глазах восстанавливались разрушенные города и заводы, снижались цены. Люди жили, мо-жет быть и беднее, чем до войны, но были и дружнее, и чище ду-шой, чем сейчас. И это, мои молодые читатели, не потому, что мы, теперь старшее поколение, были тогда и моложе и здоровее, но духовно мы почти все были едины, и для нас, впрочем, как и сейчас для немногих, “… и ночью, и днём горит изумрудным огнём вершина, которую ты так и не покорил” (В.Высоцкий).
Да, перед нами ставили высокие цели („вершины”) и мы старались их достичь. Мы сами перед собой ставили более зем-ные цели и их достигали, но впереди всегда “горела изумрудным огнём всё более и более высокая вершина”.
Теперь же “многовекторная политика” — это что-то напо-минающее действие одной героини из анекдота: „Куда же мне бежать, если я и умная, и красивая?” (А им в разные стороны).
А ведь в математике, впрочем, как и в жизни, чёткая поста-новка задачи — это уже половина её решения.
Автор попытается на фоне биографии страны (отдельных её фрагментов) штрихами показать, нарисовать и свою биографию, почти типичную для детей войны. Но это делается не только для того, чтобы увековечить себя и свои деяния, хотя где-то и это не чуждо автору. А главным образом для того, чтобы показать, что автор жил в то время и знает его не по учебникам, хотя и читал он немало.
Читатель увидит и послевоенное становление спортивной работы, и взаимоотношения молодёжи в спорте, и их понимание роли спорта глазами человека, который был там, но по разным причинам так и не взошёл на главную вершину.
Кто такой был тогда молодой специалист-техник и его ме-сто на производстве (в металлургии) в начале своего пути?
Армия. Причём, здесь будет показано интересное время, ко-гда из тюрем по амнистии (1953 год) были выпущены “птенцы Берии” и “молодые” из них были призваны в ряды Советской Армии (1954 год). И служили они вместе с нами, вчерашними школьниками; их попытки верховодить (нечто вроде “дедовщи-ны”) и как эти попытки пресекались офицерами и самими солда-тами (нами), у которых в основе воспитания было заложено: „ес-ли я не могу защитить себя, то как же я буду защищать свою се-мью, Родину?” Да, было непросто, иногда голодно, но армия формировала тогда настоящих мужчин, которые потом прямо шли, не сгибаясь, по жизни и не прятались за спины других.
Здесь и рождение жажды знаний, которую автору и после семидесяти лет не удалось утолить до сих пор.
Вновь металлургия и учёба в вечернем металлургическом институте. Трудовой коллектив и учёба. Утверждение права ли-дера на заводе и в институтской группе.
Кое-что о времени Н.С.Хрущёва и восприятие его народом. Наш земляк Л.И.Брежнев и его время в начале пути (личные впе-чатления от встреч в родном вузе в начале и в конце его руково-дства страной).
Из практической металлургии — в металлургическую науку (утоление жажды знаний). Преимущества и недостатки наличия значительного (более 10 лет) опыта производственной работы в научной деятельности. Об особенностях научного и пе-дагогического коллективов (на примере нашего вуза).
Восхождение по научной и служебной лестнице. Что помо-гает, а что мешает вашему становлению как руководителя.
Партия и её роль в обществе (размышления и действия).
Время Брежнева Л.И., обострение “холодной войны”. Наши (СССР) позиции по многим ключевым и “горячим” вопросам (1951 год — события в Берлине, рассказы офицеров; 1956 год — мы в Венгрии; 1968 год — мы в Чехословакии, события в Поль-ше) — мнение очевидца и человека “из народа”.
“Холодная война” и элементы экономической блокады СССР — книга “Виктория” американца.
Газопровод в Европу и почему тормозили его ввод.
Смерть Брежнева Л.И. и частая смена лидеров государства (Ю.В.Андропов, К.У.Черненко). Отсутствие чёткого курса у ру-ководства (Черненко К.У.).
Ну, наконец-то, есть лидер (Горбачёв М.С.) — и молодой, и даже говорит не “по бумажке”. Новые инициативы лидера — борьба с пьянством и вырубка виноградников. “Охота на ведьм” (пьяниц)! “Лучший немец” и миротворческая “деятельность” Горбачёва М.С.
Ослабление роли партии и “подготовка” к развалу СССР. Интеллигенция на идеологическом фронте. “Разгул так называе-мой демократии”. Средства массовой информации (СМИ) и их роль в развале Союза („если мы не руководим процессом, то это делают идеологи “из-за кордона”). Многие скоро убеждаются, что „король-то голый и пустой”. Что Горбачёв М.С. только гово-рит, но ничего не делает; активизируются спецслужбы США (Р.Рейган, ЦРУ в Ватикане, ксендзы в Польше и т.п.). В толпе зреет призыв “Долой Горбачёва!”, но кем его заменить и как за-делать огромные дыры в корпусе корабля-Союза, сделанные Гор-бачёвым М.С.?
Выборы в Верховный Совет СССР и поведение партийных органов на местах. Вновь на повестке дня вопрос “Что делать?” Активизация работы националистов по развалу Союза. Поиски Горбачёвым М.С. путей сохранения если не Союза, то хотя бы конфедерации.
Всё пока, как в тайге — „вверху шумит, а внизу тихо”.
События в Прибалтике, события в Тбилиси, события в Азербайджане (г. Сумгаит) и т.п. Роль Горбачёва М.С. и его дей-ствия в этих событиях. Развал Союза уже подготовлен и респуб-лики (их лидеры), видя бездействие Горбачёва М.С., пытаются сами найти путь спасения (всех и себя не забыть!). “Помощь” националистов в развале СССР. Беловежская пуща и роль Крав-чука Л.М. (“Будемо жити як Франція, як тільки відділимося”) в развале Союза.
“Рух”. Референдум о выходе Украины из состава СССР и роль вопросов (формулировки), вынесенных на референдум (“а про енергоносії ні слова”).
Уход (по закону) “старого” ректора Днепродзержинского технического университета (ему было 65 лет) и выборы нового (автора этой книги).
“Ми незалежні!” Ну и что? На этом фоне показан подъём “демократической” пены (голову подняли нахальные недоучки).
Движение “Рух” в вузе и постепенное к нему охлаждение. Нам не платят зарплату месяцами (долг до семи месяцев), а мы продолжаем работать. Ощущения того времени.
Новая стратегия и тактика рыночных реформ в вузе: новые специальности, платное образование, платные услуги в научной и образовательной сферах.
Выборы первого президента (Кравчука Л.М.) и почему он победил? Надежды и ожидания. Изменение “ожидаемых” и “обещаемых” преобразований.
Кучма Л.Д. — новый президент — “избранник” Центра, Се-вера и Востока (почему он победил?). Постепенная ориентация “на Запад”. Разговоры и реалии. И вновь мы оставляем Л.Д. Куч-му президентом (я — доверенное лицо кандидата в президенты Л.Д. Кучмы). Особенности выборов. Кучма—Симоненко. Основ-ные мотивы “за Кучму”.
Днепродзержинский технический университет на очередной вершине, ректор в “форме” (здоров, многое знает и умеет), но на-до уходить. Новый “Закон о высшей школе”. Действия по ходу принятия Закона, но кто-то “работает против”. Тайное становится явным. Неожиданное решение нашего Министерства высшего образования и выборы нового ректора.
Уход ректора в “почётные”. Всё красиво, но ощущение (да и не только у “старого” ректора) такое, что “сняли с беговой до-рожки за то, “что он лидировал в забеге с седой головой” и имел “не те убеждения”.
Жизнь продолжается. Отменён закон об ограничении пре-бывания в должности ректора по возрасту (до 65-ти лет), но поезд уже ушёл.
Уважаемый читатель, в книге показано более чем полстоле-тия жизни страны, наиболее яркие и спорные события, которые и сейчас будоражат умы людей. Автор предлагает своё видение не-которых событий и их причины, коротко их анализирует и аргу-ментирует.
Здесь же показана жизнь отдельного научно-педаго-гического коллектива (вуза) и моменты жизни типичного пред-ставителя своего времени (от сталевара — до ректора, от школь-ника — до академика).
Автор старался быть честным перед собой и временем, он не скрывает свою позицию, хотя понимал и понимает, что часто она отклоняется от принятой в официальных кругах.
Чем дальше в глубь истории уходят события, участником которых был автор, тем больше он встречает оценок, которые выдаются ныне кем-то (кто платит деньги и заказывает “музыку”) за действительное.
И поскольку автор достаточно владеет пером (написал бо-лее 1000 печатных листов, более 600 научных статей, докладов, 60 монографий и учебников), приёмами анализа и способностью делать выводы (правда, всё это в металлургии и теплофизике, ма-тематике и энергетике, экологии и инженерном образовании), можно считать это попыткой, кроме естественных наук, вне-дриться ещё и в историю эпизодами и портретами, обобщив вы-шеизложенное в книге.


Наиболее яркие выражения великих — как руководство в жизни А.П. Огурцова и большинства его сверстников.
1. Непосредственная польза наук состоит в том, что они обучают нас управлять будущими явлениями и регулировать их с помощью причин.
Д. Ют
2. … без веры, что природа подчинена законам, не может быть никакой науки. Н. Винер
3. Понять вещь — это значит знать историю вещи…
Г.В.Ф. Гегель
4. Далее как естество железа было открыто…
Мало-помалу затем одолели мечи из железа…
Стали железом потом и земли обрабатывать почву
Лукреций «О природе вещей». Кн. 5 (1 век до н.э.)
5. Математический формализм оказывает совершенно уди-вительную услугу в деле описания сложных вещей… Математи-ка, как часто случается, была умнее, чем интерпретаторская мысль.
М. Борн
6. Вследствие нет ничего такого, чего не было бы в основа-нии.
И. Кант
7. … без обобщений невозможны хорошие и оригинальные наблюдения.
Ч. Дарвин
8. Отдайте же человеку — человеческое, а вычислительной машине — машинное.
Н. Винер
9. Изобретения и открытия в их последовательной зависи-мости образуют непрерывный ряд по пути человеческого про-гресса и характеризуют его последовательные ступени.
Л.Г. Морган
10. Старое не разрушается, но … расплывается благодаря созданию нового, и часть этого нового оказывается сущею в ста-ром, хотя она и не была видна в нём.
В.И. Вернадский
11. Формулировка проблемы часто более существенна, чем её разрешение.
А. Эйнштейн
Л. Инфельд
12. Мышление — великое достоинство, и мудрость состоит в том, чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообраз-но.
Гераклит (начало V1 в. до н.э.)
13. Всё во вселенной находится в такой связи, что настоя-щее скрывает всегда в своих недрах будущее, и всякое данное со-стояние может быть объяснено естественным образом лишь из непосредственно предшествовавшего ему состояния.
Г.В. Лейбниц
14. Жизнь для меня — не свеча, а горящий факел, данный мне на время. И я хочу жить так, чтобы он стал гореть намного ярче, прежде чем я передам его будущим поколениям.
Дж. Бернард Шоу
15. Добрые люди беспрестанно укрепляют себя.
Конфуций
16. Хорошо организованное время — это верный признак хорошо организованного ума.
Сэр Исаак Питмэн
17. Жизнь требует движения.
Аристотель
18. Мудрость — это самая точная из наук.
Аристотель
19. Радио отмечает минуту жизни, газеты — её часы, книги — дни и годы.
Ж.Де Лакретель
20. Если путь, прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почём,
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
В.С. Высоцкий
21. Для глупца старость — бремя, для невежды — зима, а для человека науки — золотая жатва.
Вольтер
22. Лишь добро одно бессмертно,
Зло подолгу не живёт!
Ш. Руставели
23. Судить людей надо или по абсолютным нравственным нормам, или по нормам времени, в которое они живут. Но не по нормам времени. когда живём мы.
Е.М. Богат
24. Мы старимся, но это единственный способ долго жить.
Д. Обер
25. Жизнь только для того красна, кто постоянно стремится к достигаемой, но никогда не достижимой цели.
И.П. Павлов
26. Чем больше знаешь, тем интереснее жить…
К.Г. Паустовский
27. Лучше хвалить себя, чем ругать других.
Восточная мудрость
28. Представьте себе, какая была бы тишина, если бы люди говорили только то, что знают.
К. Чапек
29. Национализм — детская болезнь, корь человечества.
А. Эйнштейн
30. Национализм …самое тяжёлое из несчастий человече-ского рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живёт во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А по-рождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим наро-дам и той части собственного народа, которая не разделяет на-ционалистических взглядов.
Д.С. Лихачёв
31. Самые глубокие реки текут с наименьшим шумом.
К. Курций
32. Талант и знанья — яркий свет, без них из тьмы исхода нет.
Рудаки
33. Нынешняя молодёжь ужасна. Но самое ужасное, что мы к ней не относимся.
П. Пискассо

34. У победителей раны не болят.
Публий Сир
35. Кто желает мира, пусть готовится к войне.
Вегеций
36. Затравленный и прижатый к стене кот превращается в тигра.
М.де Сервантес
37. Единственный путь наслаждаться жизнью — быть бес-страшным и не бояться поражений и бедствий.
Дж. Неру
38. Жизнь — это школа, но спешить с её окончанием не сле-дует. В школе жизни неуспевающих не оставляют на повторный курс.
Эмиль Кроткий
39. Цель жизни в том и заключается: жить так, чтобы и по-сле смерти не умирать.
Муса Джалиль
40. Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ваш ум работал правильно.
Р. Декарт
41. Здоровье — мудрых гонорар.
П. Беранже
42. Бывали хуже времена, но не было подлей.
Н.А. Некрасов
43. Мой стих
трудом
громаду лет прорвёт
и явится
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошёл водопровод,
сработанный ещё
рабами Рима.
В.В. Маяковский

44. Описывай, не мудрствуя лукаво,
Всё то, чему свидетель в жизни будешь.
А.С. Пушкин
45. Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет.
Боэций
46. Обучать — значит вдвойне учиться.
Ж. Жубер
47. Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силён в науке, ею обладает и её любит.
Д.И. Менделеев
48. Авторитет происходит от разума, а не разум от автори-тета; всякий авторитет, не признанный разумом, — бессилен.
В. Скотт
49. Можно уступить силе, но безропотно покоряться только разуму.
Л.Бланки
50. Учёный человек — сосуд, мудрец — источник.
У. Олджер
51. Разум пользуется своей творческой способностью лишь в том случае, если его понуждает к этому практика.
А. Пуанкаре
52. Ясность — главное достоинство речи.
Аристотель
53. Плох тот ученик, который не превзошёл учителя.
Леонардо до Винчи
54. Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.
Я. Коменский
55. Книги — дети разума.
Дж. Свифт
56. Гений — это зрение, схватывающее одним взглядом все пункты обширного горизонта.
П. Гольбах


57. Великие таланты навлекают на себя ненависть, — так железо подвергается ржавчине; одна посредственность не имеет врагов.
Ж. Даламбер
58. Разум — это зажигательное стекло, которое воспламе-няя, само остаётся холодным.
Я мыслю, следовательно, существую.
Р. Декарт
59. Все достоинства человека в его способности мыслить.
Б. Паскаль
60. Торжество разума в том и состоит, чтобы уживаться с людьми, не имеющими его.
Вольтер
61. Наука и опыт — только средства, только способы соби-рания материалов для разума.
М.В. Ломоносов
62. Глубокие мысли — это железные гвозди, вогнанные в ум так, что ничем не вырвать их.
Д. Дидро
63. На земле нет ничего более достойного уважения, чем ум.
Ум подобен здоровью; тот, кто им обладает, его не заме-чает.
К. Гельвеций
64. Мудрец больше, чем Бог: он исправляет зло, которое Бог допускает на нашем нелепом земном шаре.
П.С. Марешаль
65. Об уме человека легче судить по его вопросам, чем по его ответам.
Г.де Левис
66. Разум должен отвергнуть всё, что лишено точных физи-ческих и математических обоснований.
Наполеон 1
67. Человек человеку — волк.
Плавт
68. Так как они сеяли ветер, то пожнут бурю.
Библия

69. Множество выгод предательство нынче сулит.
Подвигом сделалось преданность для человека
Вишакхадатта
70. Трусы становятся смелыми, если замечают, что их бо-ятся.
Ф.де Рохас
71. Орлы летают одиноко, бараны пасутся стадами.
Ф. Сидни
72. Поджечь дом, чтобы поджарить себе яичницу, в харак-тере эгоиста.
Ф. Бекан
73. Есть ли что-нибудь чудовищнее неблагодарного чело-века?
У. Шекспир
74. Благодарность — самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность — худший из пороков.
Т. Фуллер
75. Всякий глупец найдёт ещё большего глупца, который станет им восторгаться.
Н. Буало
76. Клевета наносит удары обыкновенно достойным людям, как черви предпочтительно набрасываются на лучшие фрукты.
Дж. Свифт
77. В реках и плохих правительствах наверху плавает самое легковесное.
Б. Франклин
78. Одно продажный голос указует —
Куда сегодня ветер дует.
П. Генри
79. Уничтожьте записи о прошлом народа, оставьте его жить в невежестве относительно деяний предков — и опустевшие сосуды душ легко будет заполнить новой историей, как это опи-сано в «1984». Развенчайте народных героев — и вы деморали-зуете целый народ.
Патрик Дж. Бьюкенен «Смерть Запада»
80. Истинная причина великих потрясений, которые предше-ствуют смене цивилизации — например, падению Римской импе-рии и возвышению арабов, — есть кардинальное обновление об-раза мыслей…Все сколько-нибудь значительные исторические со-бытия — видимые результаты невидимых сдвигов в человеческом мышлении… Настоящее время — один из тех критических мо-ментов, когда человеческая мысль претерпевает трансформацию.
Гюстав Лебон «Психология толпы»
81. Основное занятие учёного состоит в том, чтобы найти, как сделать вещь, а дело инженера — создать её.
Д.Бернал
82. Опыт — учитель, который дорого берёт за уроки, но зато никто не научит лучше него.
Томас Карлейль
83. Человек, владеющий знаниями, должен нести их людям — это его общественный долг.
Ким У. Джунг
84. У опыта нет общей школы, своих учеников он учит от-дельно.
Английская пословица
85. Наука, решающая одну проблему, ставит несколько но-вых.
Б. Шоу
86. Нет покровителей надёжнее, чем ваши собственные спо-собности.
Сознание своих сил увеличивает их.
Де Вовенарг Люк де Клапье
87. Очень трудно хвалить того, кто столь заслуживает по-хвалы.
- Страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины.
Гельвеций Клод Адриан (франц.)
88. Чем внимательнее мы будем изучать религию, тем больше будем убеждаться, что её единственная цель — благопо-лучие духовенства.
Гольбах Поль Анри (нем.)
89. - Если начальник не делает нам зла, то это уже немалое благо.
- Робким человеком помыкает любой проходимец.
- Умный человек никогда не станет связываться с сильным.
- Ум нельзя унизить — так ему мстят тем, что гонят его.
Бомарше Пьер Огюстен
90. Как бы плохо мужчина не думал о женщинах, любая женщина думает о них ещё хуже.
Шамфор Себастьян Рон Никола
91. Настоящий мир — лучший из миров.
Лейбниц Готфрид Вильгельм
92. - В каждой естественной науке заключено столько исти-ны, сколько в ней есть математики.
- Для мужчины нет ничего более обидного, чем обозвать его глупцом, для женщины — сказать, что она безобразна.
- Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность.
Кант Иммануил
93. Когда мы прекрасны, мы прекраснее всего без нарядов!
- Ни один народ в мире не одарён какой либо способностью преимущественно перед другим.
- Плохо, если царь
Орёл средь падали, но ежель он
Сам падаль средь орлов — пиши пропало!
Лессина Гоххольд Эфраим (нем.)
94. - Книги — это зеркало. Если в него смотрится обезьяна, то из него не может выглянуть лик апостола!
- Мы, правда, уже не сжигаем ведьм, но зато сжигаем ка-ждое письмо, в котором содержится полная правда.
- Ничто не старит так скоро, как неотвязная мысль, что стареешь.
- Человек любит общество, будь это общество одиноко горящей свечки.
Лихтенберг Георг Кристоф

95. - Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память.
- Из двух ссорящихся виновен тот, кто умнее.
- Когда человек стар, он должен больше делать, чем ко-гда был молод.
- Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идёт на бой.
- Теория, мой друг, суха, но зеленеет жизни древо.
- У кого есть наука, тот не нуждается в религии.
- Умные люди — лучшая энциклопедия.
Гёте Иоганн Вольфганг
96. - Великие души переносят страдания молча.
- Истина ничуть не страдает от того, что кто-либо её не признаёт.
- Мерилом справедливости не может быть большинство голосов.
- Человек отражается в его поступках.
Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих
97. - В понятии человека заложено, что его последняя цель должна быть недостижимой, а путь к ней — бесконечным.
- Пусть учёный забудет, что он сделал, как только это уже сделано, и пусть думает постоянно о том, что он должен ещё сделать!
Фихта Иоганн Готлиб
98. Когда государь повинуется закону, тогда не дерзнёт ни-кто противиться оному.
Пётр 1 Великий
99. Кто не обучался в юности, того старость бывает скучна.
Екатерина П
100. - Кто состоянием своим доволен — тому жить весело.
- Лучше оправдать десять виновных, нежели обвинить одного невиновного.
- Возьми себе в образец героя древних времён, наблюдай его, иди за ним вслед, поравняйся, обгони — слава тебе!
- Сам погибай — товарища выручай.
Суворов А.В.
101. - Осёл останется ослом, хоть ты осыпь его звездами.
Где должно действовать умом, он только хлопает ушами.
- Чрезмерная похвала — насмешка.
Державин Г.Р.
102. Взятки запрещать невозможно. Как решать дело даром, за одно своё жалованье?
Фонвизин Г.Р.
103. Долго сам учись, если хочешь учить других. Во всех науках и художествах плодом есть правильная практика.
Сковорода Г.С.
104. - Время — деньги.
- Опытность — это школа, в которой уроки стоят доро-го, но это единственная школа, в которой можно научиться.
Франклин Беджамин
105. - Трус, знающий, что в случае дезертирства его ждёт смерть, пойдёт на риск в бою.
- Я предпочитаю, чтобы меня помнили по тем делам, которые я совершил для других, а не по тем делам, что другие со-вершили ради меня.
Вашингтон Джордж
106. - А Васька слушает да ест.
- Быть умным хорошо. Быть умным лучше вдвое.
- Многие, хоть стыдно в том признаться,
с умом людей боятся.
И терпят при себе охотней дураков.
Крылов И.А.
107. Смерть Сократа и распятие Христа — есть наихарак-тернейшие черты человечества.
Артур Шопенгауэр
108. Спорт учит честно выигрывать. Спорт учит с достоин-ством проигрывать. Итак, спорт учит всему, учит жизни.
Эрнест Хемингуэй
109. Спорт велик, потому что он показывает, какое могучее по духу существо — человек.
Игорь Тер-Ованесян
110. Спорт учит трезво оценивать себя. А это очень важно в жизни.
Арвидас Сабонис
111. Ценю спорт за то, что из любого хлюпика он может сделать сильного и ловкого атлета, что он помощник в труде, друг в жизни.
Василий Алексеев
112. Вопрос о том, заниматься спортом или нет, не должен возникать. Физические упражнения — это такая же ежедневная необходимость, потребность, как чистка зубов по утрам.
Юрий Власов
113. Как ошибается человек, вычёркивая из жизни спорт. Ведь чтобы творить, надо быть сильным. И не только разумом и душой, но и физически.
Тамара Пресс
114. Издревле есть у людей мудрые и прекрасные изрече-ния, от них следует нам поучаться.
Геродот
115. Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.
А.С.Пушкин
116. Человек мудрый должен всегда выбирать дороги, испы-танные великими людьми, и подражать самым замечательным, так что если он и не достигнет их величия, то воспримет хоть не-который его отблеск.
Н.Макиавелли









ДОВОЕННОЕ ДЕТСТВО


Если путь прорубая отцовским мечом
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почём,
Значит нужные книги ты в детстве читал!
В. Высоцкий

Безусловно, взять на себя смелость нарисовать довоенную картину, когда сам ещё нетвердо стоял на ногах, автор не может и не будет этого делать, но приведёт лишь несколько штрихов, которые схвачены цепкой детской памятью.
Когда националист Левко Лукьяненко (а он постарше автора этих строк) в автобиографической книге “Сповідь в камері смер-тників” пишет, что “впервые они наелись хлеба при немцах”, я, как ни старался, не мог припомнить довоенного чувства голода, хотя это чувство мне хорошо знакомо и по военному и послево-енному времени. Это чувство нельзя ни забыть, ни с чем-то спу-тать.
В это же время (1935—1937 гг.) отец и мать строились: “на-ша хата” на ул. Лесопильной попала под снос в связи с реконст-рукцией центра города, теперь там стоит здание горисполкома. Строиться было сложно во все времена, тем более, что отец в то время работал простым электриком на ТЭЦ, а мать не работала, воспитывала старшего брата Андрея (когда я родился — 1934 г., он пошёл в первый класс) и меня.
Из воспоминаний матери всё, что отец зарабатывал, трати-лось на постройку и на еду. Правда, им кое в чём помогали род-ственники, но больше как рабочая сила, так как семья отца была многодетной. Дедушка Минай и бабушка Фёкла (родители отца) переехали сюда из Курской губернии. Кроме отца в семье было шестеро детей. Дедушка работал в литейном цехе Дзержинки.
В семье матери было четверо детей — три сестры и брат, уроженцы села Каменского (ныне г. Днепродзержинск). Дедушка Кузьма, к тому времени как я родился, умер от брюшного тифа, а бабушка Ганна всю жизнь работала на земле, тем и кормились. Так что ждать серьёзной помощи в постройке дома было неотку-да — всё “своим горбом”. И тем не менее на улице Куйбышева, 120 в 1937 году был построен дом (910 метров), литой из гран-шлака, стоит до сих пор, перекрыли лишь крышу шифером после войны.
Но даже в этих условиях, после голода в 1933 году, люди рожали, строились, жили бедно, но, подчёркиваю, все тогда так жили (подавляющее большинство), а вот чувства голода не пом-ню. О том, что строиться трудно и дорого, — это я почувствовал, когда капитально реконструировал (почти строил) дом на Днеп-рострое. Правда, этот дом чуть побольше (1015 м). К тому вре-мени я уже 10 лет проработал проректором и 15 — ректором, всех в городе знал, но и то, это и дорого, и сложно.
Хотя помню, что когда мне на праздник давали пятачок, и уже в 5 лет я ходил в магазин и сам для себя покупал пряники (полосатые лошадки и слоники) — это было самое вкусное, что я ел до войны.
В 1938 году репрессировали дядю Васю (Губа В.К.), стар-шего брата матери. Он, по тем временам, был грамотным, до ре-волюции окончил гимназию, воевать начал у гайдамаков, а окон-чил у Примакова (красное казачество), затем окончил наш инсти-тут. Деталей его ареста и сейчас не знаю, хотя дома шептались, что он ходил защищать кого-то из ранее репрессированных.
В 1955 году тётя Лёля (его жена) получила документ, что муж был расстрелян в 1940 году, посмертно реабилитирован. Тё-тя для нас с братом была кумиром, она прекрасно стреляла в ти-ре, так как была у дяди в полку комиссаром.
Но когда пришли немцы, она, та, кому, казалось бы, было за что ненавидеть Советскую власть, стала её активно защищать. В её доме (дяди) по улице Шевченковской, 40, где ныне находится парк культуры и отдыха, была явочная квартира городского под-полья. Затем — концлагерь Равенсбрюк. Но она выжила и после окончания войны вновь жила в этом же доме.
И помню её рассказы — она ничуть не жалела, что защища-ла Советскую власть.
Дедушка Минай и его дочь Марфуша (моя тётя) сгорели в литейном цехе во время аварии — опрокинулся ковш с расплав-ленным металлом.
Я сделал небольшое описание жизни семьи только для того, чтобы показать обычную семью, которую не обошли основные события тех лет.
Хотелось бы также отметить, что вопрос в какую школу ид-ти (с русским языком преподавания или украинским) не стоял. В ближайшую! Среднюю школу № 19 (теперь это СШ № 31), там уже учился старший брат Ан

31.08.2008 12:50:50

Всего голосов:  1   
фтопку  0   
культуризм  0   
средне-терпимо  1   
зачёт  0   
в избранное 0   



Логин: * Пароль: *
Текст: *

Комментарии :  2

  • Урюк | e-mail  | www  | статус: автор
Автор адресом ошибся. Это сайт короткой литературы.
Но если есть желание, выкладывайте частями.
31.08.2008 13:04:26
  • Урюк | e-mail  | www  | статус: автор
И еще: Рекомендую выкладывать под реалнеймом,если хотите,что бы ваш жизненный опыт находился поисковиками.
31.08.2008 14:01:43
 
Смотреть также:
 
Anatoliy
  • Это наша с тобой биография. Глазами современника: Днепродзержинск 2
 
 
  В начало страницы