Шуйский Раздел: Kult прозы Версия для печати

Патрик Зюскинд. Контрабас


«Я значительную часть своей жизни провожу в маленьких комнатах, которые покидаю с большой неохотой. Но я надеюсь, что однажды найду такую комнату, которая будет настолько мала и тесна, что я устану от одиночества…»

Патрик Зюскинд, предисловие к пьесе «Контрабас»

Отчасти порочная практика — знакомиться с литературным источником после просмотра фильма, или, в данном случае, театральной постановки. Такой подход попахивает некоторой вторичностью, но приносит с собой и некоторые приятные эмоции — вместо того, чтобы во время спектакля мысленно сверять хранящийся в памяти текст книги с действом, имеющим место на сцене, можно по-новой пережить сам спектакль позднее, в процессе чтения книги. Реверсивное движение, так сказать. Во-вторых — когда речь идет именно ОБ ЭТОМ спектакле, вопрос о первичности и вторичности не выглядит уже настолько очевидным. Тот, кто хоть раз видел Костю Райкина на сцене, поймет, о чем я. Совершенно фантастический человек-машина, оживший механический театр с крутящимися латунными шестеренками внутри, расхлябанный паяц, волочащий за собой ниточки, которые он отнял у кукловода, комедиант с тысячью выразительнейших масок, за которыми даже не видно его собственного лица…

Но вернемся все же к литературе. Патрик Зюскинд написал «Контрабас» в 1980 году, и это была первая книга, которая принесла ему известность. Прогремевшего по всей Европе и пару лет назад добравшегося до России «Парфюмера» он напишет позднее, но уже в первом произведении писателя отчетливо видна связующая нить, которая соединяет все его произведения. Это даже не a la чеховские трагедии «маленьких людей», как пишут о Зюскинде некоторые критики — ведь того же Жана-Батиста Гренуя, героя «Парфюмера», никак не отнесешь к подобному художественному сословию, он скорее принадлежит к литературной когорте «величайших убийц и негодяев».

Основная линия творчества Зюскинда — ОДИНОЧЕСТВО. Причем самый страшный его вид — леденящее, доходящее до самоубийственного отчаяния одиночество СРЕДИ ЛЮДЕЙ. Мир холоден и бездушен — люди снуют рядом, а человеку порой кажется, что он находится в окружении бесплотных призраков, которые моментально ускользают, стоит ему обратиться к ним. «Я знаю людей, в душе которых вселенная, она неизмерима, бесконечна. Но до нее никому нет дела, хоть убейте» — говорит герой «Контрабаса», музыкант государственного оркестра. Совершенно очевидно, что он имеет в виду себя — его монолог, перемежающийся лишь открытием очередной бутылки пива — это трагическая история одиночества, в которой собственно контрабас — даже не музыкальный, а литературный инструмент, с помощью которого автор раскрывает всю глубину переживаний музыканта. Он любит музыку, но не считает свою работу творчеством. Без его инструмента оркестр не может обойтись, но в общей массе он сам как музыкант совершенно незаметен. Он обеспечен материально, но эта уверенность в завтрашнем дне сродни кабале. Он влюблен, но его надежды на ответную любовь певицы-сопрано — лишь мечты, доводящие его до исступления…

Герой в исполнении Кости Райкина — еще более эмоционален, чем герой книги. Постоянно двигающийся по сцене, играющийся интонациями, орущий и кричащий в кульминационных эпизодах, он держит на едином дыхании, не отпуская, весь огромный зал «Сатирикона» на протяжении всего представления. Тут кроется и подвох — его великолепная игра не дает зрителям шанса поверить, что перед ними немец. Райкин эмоционален по-славянски, а его льющийся без перерыва сильный, но в то же время очень мягкий голос вовсе не похож на хриплое карканье немецкого языка. Пожалуй, это единственное, что можно поставить Косте в вину — образ получился очень цельный, но несмотря на пиво (декорации представляют собой пластиковые тарные ящики — весьма оригинальное решение!) и накладное брюшко, это — не немец до такой степени, что когда он говорит о ценах в марках и упоминает «наших военнопленных», у зрителя возникает некоторое внутреннее противоречие. Но главное ему передать, разумеется, удалось. Полный тоски образ одинокого человека заставляет задуматься, переосмыслить, пусть и на время, свое отношение к окружающим — а ведь это и есть задача высокого искусства.

Скачать книгу в формате txt
«Контрабас». Театр «Сатирикон». Пресса о спектакле

02.07.2004 12:46:49

Всего голосов:  3   
фтопку  1   
культуризм  0   
средне-терпимо  0   
зачёт  1   
в избранное 1   



Логин: * Пароль: *
Текст: *

Комментарии :  20

  • Виктор Распопин
Коротко, емко, доступно, культурно. Словом, очень хорошо написано. И что особенно радует — оказывается, автор вполне способен обходиться без брани.
03.07.2004 09:13:23
  • Дворник
Распопин, что с твоим сайтом? Что-то там не открываецца ничего.
03.07.2004 20:52:20
  • Шуйский | www
Я вполне могу обойтись без похвал «гения русской словесности». Я же профи, а не графоман-любитель.
04.07.2004 16:43:48
  • Федя Белкин
Люблю Зюскинда.
05.07.2004 12:49:47
  • Федя Белкин не сдержался
Шуйский, какой же ты всё таки надменный мудак.
«Я же профи, а не графоман-любитель». А что же ты тут делаешь, Шуйский? Среди графоманов-люителей? Оттачиваешь технику фехтования на фекальных колбасках?
Если честно, то мне тебя даже жаль, Шуйский. Все твои невротические эскапады выдают в тебе закомплексованного мальчика, прячущегося за кучками говна.
Про твоего миньона Дворника и говорить даже не хочется.

А теперь можешь начинать фонтанировать поносом, валяй.
05.07.2004 13:12:44
  • Шуйский | www
Булкин, не сдержался — пойди смени трусы. От тебя смердит.
05.07.2004 15:27:03
  • Турбосек
Ну Райкин и Зюскинд-это как-то слишком уже… Петросяна еще сюда-же притащить, Парфюмера играть и Дубовицкой дать-бы роль каку нибудь.По моему Сатирикон-это для любителей оглушительной пердятины на пустом месте.
05.07.2004 19:17:24
  • Дворник
Беру абасравшегося кутёнка Фёдора Булкина за загривок и тыкаю его мордой в его же плаксивые деццкие какащки. Так учили Булкина сдерживать свои коричневые «эмоции».

Эпилог: «Когда Фёдор Булкин оторвался наконец от жопы Виктора Распопина, язык Феди был коричневым, а жопа Вити сверкала снежной белизной.»

ЗЫ слово «миньон» колхозник Федя паюзал не по теме, учи мат.часть , федя.
05.07.2004 19:25:48
  • Турбосек
Кругом одни пидарасы… Полижитесь еще во все места бля критики с раздолбанными очками.
06.07.2004 10:19:40
  • Турбосек добавил
Зюскинда жалко билиатъ…
06.07.2004 11:26:59
  • Дворник
Гамасек бегал по КП и орал «Держи пидараса!» гы гы, смешной апсос. Гамасек, пожалей свой мозолистый рот, хуита подмудная.
06.07.2004 19:53:17
  • Дворник
P.S. Свой рот я не жалею пока стучат кокушки по жопушке.
07.07.2004 09:50:48
  • Дворник
Реакция обиженного гамасека была вполне предсказуема. Гамасек честно ответил, что рот свой он не жалеет, правда почему-то снова подписался чужим ником, наверное тут виновата природная застенчивость гамасека и его дурная привычка к аланьному клонированию. Прально, гамасек, зачем тебе рот свой жалеть, порвёцца если — у тебя всегда есть жопа, второй «рабочий» инструмент гы гы.

ЗЫ Гамасек, а клоны продолжают сасать, в этом их и твоё предназначение.
07.07.2004 19:35:49
  • Дворник
Гамасек, чо то ты притормаживаешь, рабочий день гамосека — пришёл на работу, зашёл на КП, клонировался почкованием через анус и рассказал о своей нелёгкой судьбе. Гамасек, скажи чо-нить гы гы.
08.07.2004 07:54:10
  • Турбосек
Дворник, хары пиздеть, про рабочий
день гомосека.Ну работаешь ты пиндосом, хули гордиться-то сразу.Развел, понимаешь, саморекламу.
08.07.2004 15:42:48
  • Дворник
Гамасек долго тужился, пердел себе под нос и в итоге смог только перевести тупо стрелы, обмочив свои рваные кальсоны хы гы. В общем гамасек не отрицает, что он гамасек и весьма охотно откликаецца на сие прозвище, ну что и требовалось доказать — на пидорасе и ачко горит. Гамасек, а чо ты под своим ником то бздишь? Набрался смелости из унитаза, афца? Хотя тебе что под своим ником тявкать, что под иным каким — один хуй ты слаб и немощен, деревяшка йобаная, срацца нихуя не умешь, пользуют тебя как грушу для битья хы, хотя помучайся, сакер, дело добровольное — задомазохистов вроде тебя нынче песдец развелось, не ты типа первый.
09.07.2004 00:02:17
  • Дворник
Гамасек, теперь тебе следующее задание — с утрецца пораньше накорябай тут чо-нить из своего личного неопубликованного, я люблю послушать откровения ущербных апсосав вроде тебя. Для этой цели можешь снова клонировацца через анал, так тебе буит намного легче, как я понял буга га.
09.07.2004 00:04:35
  • ВУ
Очень люблю Зюскинда.
16.07.2004 16:35:36
  • TM Заскоков
!
17.07.2004 00:35:01
  • TM Заскоков
I’ll bury u, dvornyagah!
17.07.2004 00:36:23
 
Смотреть также:
 
Шуйский
 
 
  В начало страницы