Тарас Кайдан Раздел: Kult музыки Версия для печати

Portico Quartet

Как это не удивительно, но в современном музыкальном мире еще действует схема: ты придумал новое звучание - ты сыграл новое звучание - тебя услышали те, кто понимают это звучание - ты известен за свой талант. Такая схема развития артиста если не единственно правильная, то, во всяком случае, одна из немногих в мире культуры и искусства, которая имеет место быть. Старания и храбрость должны быть вознаграждены. И я не говорю о деньгах. Точнее, не только о них. Я говорю о признании и увлечении. Такое вознаграждение за талант - мечта каждого, кто относит свою деятельность к искусству.

Все эти лестные слова относятся к героям моего сегодняшнего обзора - команде Portico Quartet. Но прежде чем сразу перейти к делу, хочу рассказать об инструменте, который играет важную роль в создании "нового звучания" у этой команды - о hang drum. Этот перкуссионный элемент был создан в 2000 году в Швейцарии и внешне похож на летающую тарелку. На самом же деле hang (швейц. диалект hang - рука) придумали после многолетнего изучения перкуссии и ее многочисленных составляющих - гонга, гамелана, барабанов, колокольчиков и т.д. Состоит инструмент из двух металлических пластин, на одной из которых находятся "фоновые зоны" и нечто вроде гонга посредине, а на другой - отверстие для резонирования. Если играть на хэнге соло, то звук получится вот таким: (ссылка - http://blip.fm/~c25wt). Теперь мысленно добавьте к звукам хэнга звуки контрабаса, саксофонов и ударных. Добавили? Вы уже почти знаете, как звучит Portico Quartet.

Музыкантов, которые играют на хэнге не так уж и мало, среди них Davide Swarup, Manu Delano, Hang Playing Hedge Monkeys и другие. Но первыми звучание hang drum и джазового ансамбля соединили именно Portico Quartet. После двух лет репетиций и небольших концертов на улицах Лондона и в клубах, в 2007 году коллектив записал первый альбом Knee-Deep In The North Sea. Здесь этнические мелодии Дальнего Востока переплетаются с саксофонными партиями, напоминающими некоторые проекты Джона Зорна и британские коллективы Acoustic Ladyland и Polar Bear. Такой музыке присуща некоторая лиричность, "грузность" и апатичность. И это неудивительно, ведь в ней опыт популярной и рок-музыки 80-х и 90-х. Вот такое "радиохэдовское" настроение изредка прерывается кричащим и визжащим саксофоном. Первая дорожка News from Verona раскрывает многие идеи этого альбома, старается быть искренней и показать слушателю, что его ждет на протяжении всей пластинки. Второй альбом Black and White Sessions, датируемый 2009 годом, еще спокойней и размеренней, чем первый. Восточные мелодии здесь сплошь и рядом, угадывается некоторое сходство с мэтром эфиоджаза Mulatu Astatke. И еще мне очень понравились партии контрабаса в этом альбоме, очень уж глубокие и выразительные.

Для таких коллективов критики придумали название post-jazz, но этих вездесущих post- в современной критике уже слишком много. Что дальше? Post-post- ? Джаз и есть культурная смесь. И это значит, что он впитывает в себя новые традиции и от этого не перестает быть джазом, и уж точно не становится "после-джазом".

С другой стороны, мне, например, очень нравится обобщающее название 21st Century Jazz. А как вы бы назвали такую музыку?

22.08.2009 13:41:38

Всего голосов:  4   
фтопку  0   
культуризм  0   
средне-терпимо  0   
зачёт  1   
в избранное 3   



Логин: * Пароль: *
Текст: *

Комментарии :  2

  • Александр Махнёв | статус: прозаик
"среди них Davide Swarup, Manu Delano, Hang Playing Hedge Monkeys и другие" - очень меня умиляет эта мода на типа ригинальное написание имён. а чё бы тыгда еврейские и арабские не писать на оригинале? а китайские и японские?))) смешно получиться. не находите?

а что касается статьи: познавательно. хотя слегка снобская позиция чувствуется)))
23.08.2009 06:44:03
  • Тарас Кайдан | статус: обозреватель
Просто если вам захочется найти этих исполнителей, это будет сложно сделать при написании Давид Сваруп (или Давиде Свэрап или фиг знает как). Статья о музыке, значит главное - музыка, не так ли?
Старался сделать заметку как можно более похожей на звучание альбома, ибо под впечатлением, так что если снобизм и есть, то неумышленный.
23.08.2009 17:39:18
 
Смотреть также:
 
Тарас Кайдан
 
 
  В начало страницы