Лика Краско Раздел: Kult публицистики Версия для печати

Некий смысл бытия

Reality show. Дубль 1

Их три, нищих и явно «тронутых» старушки. Бледные, худые, наряженные не по погоде в вязаные шапки и разбитые сапоги, они сидят на скамейке невдалеке и, поглядывая на меня, хвастаются друг перед другом булочками и объедками шаурмы, которые добыли здесь, на вокзале. Рядом на полу стоит грязная сумка, куда и складывается снедь.
Я не в силах оторвать взгляд, честное слово. Уже порядком осточертевшая Москва играет новыми гранями, бабульки беззубо улыбаются, а меня охватывает тоскливая грусть. Внезапно одна из нищенок делает мне непонятный знак рукой, мол, видишь, какие мы счастливые! Её подружки смеются в унисон. Разумеется, дело не в моей уникальности, просто я – единственный зритель их скудного торжества, всем остальным плевать. Кто-то торопится, кто-то караулит сумки или ест, а для иных это зрелище – дело привычное.
Накинув на плечи рюкзак, ухожу получать багаж. Ухожу не оглядываясь, уже не замечая людей вокруг. Реалити-шоу на вокзале стало последней каплей. От «блеска столицы» уже темнеет в глазах.

Копеечные иллюзии

Много лет назад мой хороший друг, человек взрослый и умный, обронил в разговоре: «Я побывал в психбольнице недавно…» «Страшно?» – спросила я. И услышала в ответ: «Грустно…»
Сейчас, чем больше я вглядываюсь в наше общество, тем чаще вспоминаю тот давешний диалог. Грустно, господа... С одной стороны, жизнь, вроде, очень даже ничего. Нанотехнологии, нацпроекты, бэби-бум и все такое прочее. А с другой – старики, покупающие себе копеечные продукты. Вот просто даже один этот факт.
Я его не противопоставляю всем радостям современной российской реальности, я просто не могу не помнить о нем. Когда забегаешь в магазин купить «чего-нибудь вкусного на завтрак» и слышишь, как стоящая рядом с тобой бабуля говорит продавцу: «Мне вот этих булочек за 6 рублей и пакет кефира», становится не по себе. Кто там из власть имущих обещал нам счастливую старость? Спасибо.
Владимир Путин как-то сказал, что проблема бедности должна быть полностью решена в стране к концу текущего десятилетия. Сверхзадача! Сейчас на дворе, конечно, не 1992 год, когда был отмечен самый высокий уровень бедности в истории современной России. Тогда доходы ниже прожиточного минимума имели больше 33 процентов граждан. На данный момент в стране за чертой бедности живут примерно 13 процентов, или 19 миллионов человек. По крайней мере, так «в целом оптимистично» утверждает правительство.
Но если учесть, что реальный прожиточный минимум в России сейчас – не менее 15 тысяч рублей, то число тех, кто живет в нищете, составит 52,4 процента населения! Поэтому официальные данные о том, что у нас существует пресловутый средний класс – мало того, к нему можно отнести около 20 процентов россиян – не более чем очередная иллюзия благополучия. Она легко разбивается о западные критерии минимальных доходов.
«Большинство россиян являются, по сути, бедными и различаются между собой лишь степенью обнищания, – выдал доктор философских наук, директор ИС РАН, профессор Михаил Горшков. – Здесь имеет место либо методологическая ошибка, допущенная при проведении исследований, либо сознательное введение в заблуждение общества».

Reality show. Дубль 2

Теплый летний вечер. Возвращаюсь домой с работы. Иду по очередному оживленному переулку, и взгляд напарывается на человека. Сидит он, спившийся седеющий мужик, около продуктового магазинчика прямо на асфальте. Поскольку ног у него нет, две культяпки в грязных обмотках. Рядом костыли и затасканная кепочка. Подайте, Христа ради, люди проходящие и пробегающие. Он под ногами у всех. Он просит, а просить унизительно. Он унижен. Унижен жизнью. Где-то внутри меня все цепенеет. Захожу в магазин, покупаю пару булочек и сок.
«Возьмите», – наклоняюсь и протягиваю ему это вместе с купюрой, улыбаясь. Я ничего не меняю в его жизни. А что я могу изменить?! А он начинает плакать. Добавляя в эту и без того жуткую прилюдную ситуацию беспредельного трагизма. Он вдруг едва трогает мои ноги в бледно-голубых джинсах и лепечет, как ребенок: «Почему?.. Почему вы заговорили со мной?..» Хлопаю ресницами. Я в шоке.
«Э, где деньги?» – к нему походит баба. Спившаяся рожа, дрянная одежда и запашина на метровый диаметр. «Уйди, с...а! Уйди!!! Ничего не понимаешь! С...а!» – заплаканный калека в бессильной ярости замахивается костылем на свою подружку. «Ты, бл...!» – горланит в ответ она. Мне кажется, его сердце вмято в грязь.
Стряхнув оцепенение, ухожу спешными шагами.

Миллионы протянутых рук

Один из главных героев фильма Павла Чухрая «Вор» поначалу показан «в расцвете лет». Отчаянному авантюристу и красавцу ничто, как говорится, не предвещает. Только судьба – штука сложная и непредсказуемая. В заключительных эпизодах сексуальный прожигатель жизни умирает в людской сутолоке. Умирает опустившимся, никому не нужным потасканным стариком.
К чему это я? К тому, что судить легче всего. А не надо. Недавно прочитала на каком-то форуме гневное мнение какой-то мадам: «Никогда не даю деньги просящим. Мне стыдно за этих людей! Стыдно, что они слабые, что не могут найти в себе силы, чтобы изменить свою жизнь, найти работу».
Из десятка ответных реплик запомнилась одна. Оппонент ударил не в бровь, а в глаз: «А я даю деньги. Мы не знаем, как они очутились на дне этой жизни, одному Богу известно. И мне не стыдно за этих людей. Мне стыдно за страну, в которой мы живем».
Можно долго рассуждать о том, что миллионы обездоленных и просящих зачастую на самом деле являются частью механизма по извлечению наживы, что их расставляют по улицам городов и сами они получают от своего унизительного «ремесла» сущие гроши. И можно сильно ошибаться, ибо не все, далеко не все. А ту заповедь помните? Не оскудеет рука дающего. Ага.

Reality show. Дубль 3

В районе автовокзала с утра пораньше я оказалась по сугубо деловым вопросам. Выхожу из конторы на улицу, а там «птичий грай» – пропитые насквозь грязные бродяги, бичи громко обсуждают свои текущие заботы. Летят матерки, низкие эпитеты в адрес какого-то трущобного плейбоя и прочая похабель. Быстро прохожу мимо, встаю на приличном расстоянии, смотрю вдаль. Занимается прохладный и солнечный осенний день, мои дела решены в лучшем виде, можно и на работу. Я жду машину, поглядываю на прохожих.
Вдруг один из бичей, отделившись от «стаи», подходит ко мне. «Сестра, послушай, тут…» – хрипит он мне в лицо. До этого момента я благоразумно не смотрела на него и внутренне вздрогнула, увидев перед собой опухшую физиономию, испещренную симметричными «царапинами» ножичка? Бритвы? «Уходите, пожалуйста, слышите? Я жду мужа, уходите», – я говорю эти слова с нарастающим тихим ужасом. «А, муж... А...» – бормочет бич и топает прочь. К счастью, через несколько минут уезжаю и я.

Лишние люди?

В прошлом году мэру Читы Анатолию Михалеву один депутат задал вопрос: «Как мэрия намерена поступать с бездомными, которые каждую весну выходят на улицы города, как подснежники?» И получил достойный ответ: «К сожалению, мы не имеем лицензии на отстрел бомжей, а других законных способов справиться с ними сегодня у нас нет». Потом Михалев «оправдался» и назвал свои слова «неудачной шуткой».
Этот кощунственный диалог лично у меня вызывает душевное отвращение. Для обоих «господ» бомж – не человек, а то, что функционирует, но не имеет права. Жаргонное словечко «подснежник», принятое среди сотрудников правоохранительных органов – просто венец всего сказанного. Сравнить живых людей с трупами, пролежавшими всю зиму под снегом, может только НЕ человек.
«Неудачная шутка», прозвучавшая в Чите, говорит о гигантской трещине… в российской действительности? В наших душах? Мы привыкли. Однажды холодным осенним вечером я ждала автобус на УПК. На скамейке притулился бомж. Была полутьма, никто из людей не обращал внимания на спящего человека в грязном тряпье. И мы даже не сразу заметили, как к скамейке подошли двое парней, взяли труп с двух сторон и технично погрузили его в подошедшую служебную машину. Как бездомную собаку. Я поежилась и невольно подумала: «А как часто эти «санитары улиц» находят в Абакане таких «спящих»? Наверное, часто...»
Канцеляризм «бомж» появился в СССР в 70-е годы. Тогда он имел значение «бездомный» без всяких семантических оттенков. В наше время это слово воспринимается как уничижительное. Образ бомжа стереотипичен – нищий бродяга, деградировавший и физически, и нравственно. Опустившийся, опустошенный человек. У нас, в Сибири, многие называют таких людей бичами.
Алексей Никифоров, координатор программы помощи бездомным в Москве, заметил: «Бомж – это не просто аббревиатура, это подмена понятий, позволяющая государству не замечать существования миллионов людей, не имеющих жилья. Само понятие «бомж» порочит честь и достоинство человека».
Долгое время численность бездомных в России пополнялась за счет лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В 90-е годы ряды бомжей резко увеличились из-за людей, не адаптировавшихся к реформам в стране. Сейчас главной причиной жизни на улице социологи считают семейную неустроенность. «Отверженных» собственными семьями на данный момент около 40 процентов. И эта доля неуклонно возрастает.
«Это следствие морального распада в обществе, обесценивания института семьи. Целью в жизни становится все что угодно – материальное благополучие, увеселения, эгоистичные устремления. Родные и близкие больше не на первом месте, и это модно», – говорят эксперты.

Happy end

А еще был подросток. Он просто сидел на автобусной остановке, а я там же ждала подругу. Стояла пасмурная осень. Красивый подросток, сочетающий в своем худом лице черты Джонни Роттена и Ричарда Эшкрофта сразу. Зеленые глаза резали осеннюю прохладу, как нож. Этот мальчик был отчуждением. Его грязные руки, старые ментовские штаны и кросы на босу ногу «били по глазам».
Подходили маршрутки, прилично и тепло одетые люди с обычными жизненными заботами прыгали в них и уезжали, а он сидел. Он был неприличен и ждал автобус, который отвезет его на молчаливые сентябрьские дачи. И мне дико хотелось подойти, заговорить, дать ему денег. Но я бы оскорбила, испугала, меня бы не поняли. И я в который раз мысленно проклинала Россию за таких детей. И мне в который раз хотелось обнять незнакомого человека...

06.10.2012 19:11:20

Всего голосов:  5   
фтопку  0   
культуризм  0   
средне-терпимо  1   
зачёт  2   
в избранное 2   



Логин: * Пароль: *
Текст: *

Комментарии :  2

  • Урюк | e-mail  | www  | статус: автор
дать ему денег.- деньги.
по сабжу- вопросы без ответов
06.10.2012 19:14:10
  • Яков Белогородцев | e-mail  | статус: поэт
С годами цинизм и равнодушие становятся тотальными, но появляется Лика Краско с неким своим смыслом бытия - и напоминает, что жизнь не такая уж и противная...:)
08.06.2013 03:46:48
 
Смотреть также:
 
Лика Краско
 
 
  В начало страницы